Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
JLL представляет рейтинг наиболее привлекательных городов Европы для ритейлеров
jll.com
Лондон остается самым популярным европейским городом среди международных ритейлеров — таков один из основных выводов исследования компании JLL, глобального консультанта в сфере недвижимости. Индекс, представленный в новом отчете Destination Europe 2015, учитывает развитие и текущее присутствие 250 международных брендов на 57 ключевых рынках Европы.
Основные данные
• Лондон занимает первую строчку рейтинга по присутствию мировых ритейлеров. За ним следуют Париж, Москва, Милан и Мадрид. Санкт-Петербург и Киев входят в топ-20.
• Bond Street в Лондоне — самая привлекательная локация для люксовых ритейлеров.
• США вышли на первое место в рейтинге стран — «экспортер
• Michael Kors, Superdry, Cos и 7 For All Mankind вошли в список наиболее активно развивающихся ритейлеров.
• Zara, H&M и Mango возглавили рейтинг брендов с лучшим покрытием европейских городов.
«Лондон по-прежнему является самым привлекательным рынком для международных торговых операторов, которые хотят начать свое развитие в Европе. Большой объем рынка ритейла, его зрелость, высокая прозрачность и открытость — все это делает Лондон крайне востребованным городом со стороны иностранных сетей, готовых платить больше, чтобы получить лучшие локации, — комментирует Джеймс Браун, руководитель отдела аналитики рынков торговой недвижимости по региону EMEA компании JLL. —Другие зрелые рынки Европы с подобными характеристиками
Кроме того, Лондон смог усилить преимущество над Парижем в рейтинге наиболее привлекательных городов для люксовых брендов в Европе, при этом оба города идут в нем со значительным отрывом от остальных городов региона. Это отлично демонстрирует, насколько важно люксовым ритейлерам получить площадку в знаковых торговых локациях, даже несмотря на очевидный недостаток предложения. К примеру, в силу ограниченного выбора помещений и высокого спроса ставки аренды на самой дорогой улице Европы — New Bond Street в Лондоне — достигают рекордных 12,3 тыс. евро за 1 кв. м в год, что на целых 42% больше, чем в 2012-м.
Ритейлеры в поисках новых «точек входа»
«Возможности для расширения и выхода на европейских потребителей существуют не только на зрелых рынках мирового уровня. В частности, рынок ритейла Москвы растет быстрыми темпами и в среднесрочной перспективе может догнать Париж с точки зрения присутствия международных брендов», — прогнозирует Джеймс Долфин, международный директор департамента торговой недвижимости компании JLL в регионе EMEA.
Растущие рынки Москвы (3-е место в рейтинге наиболее привлекательных городов для ритейлеров) и Стамбула (7-е место) показали самую высокую динамику роста ритейла в Европе — никакие другие города не привлекли столько новых игроков за последние два года. Несмотря на увеличившиеся геополитические риски, рынок Москвы продолжает бурно расти благодаря его большой емкости, относительно высокому доходу населения и приросту предложения торговых центров. Рынок ритейла Стамбула также растет быстрыми темпами. Появление в городе новых качественных торговых центров, таких как Zorlu Centre, и будущее открытие Galeries Lafayette — все это стимулирует ритейлеров рассматривать Стамбул в качестве новой «точки входа» на европейский рынок.
В свою очередь Санкт-Петербург и Киев вошли в топ-20 наиболее привлекательных городов для ритейлеров. Северная столица России делит 12-ю позицию с Гамбургом, столица Украины значительно поднялась в рейтинге по сравнению с исследованием 2012 года — с 23-го на 15-е место и делит его с Варшавой.
Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL в России и СНГ, комментирует: «Стоит отметить, что текущие позиции городов России и Украины в рейтинге отражают активность ритейлеров на этих рынках в течение последних двух лет — это признание их успеха за прошедший период. Сейчас с учетом экономической и политической ситуации многие торговые сети сдержанно оценивают новые площадки и долго принимают решение. В то же время они понимают потенциал российского рынка при условии стабильной обстановки и видят свои перспективы в горизонте двух-четырех лет. При этом именно текущая нестабильность дает им возможности занять привлекательные для флагманских магазинов локации по разумной цене».
Ритейлеры расширяют географию своего бизнеса
В отличие от предыдущего исследования (Destination Europe 2013), сейчас отмечается более высокая активность ритейлеров сегментов «масс-маркет» и «премиум» — они в целом расширяли свои сети быстрее, чем известные игроки luxury-сегмента. Это позволило им упрочить позиции в рейтинге присутствия 250 крупнейших международных ритейлеров в ключевых городах Европы. Благодаря открытию первого магазина в Киеве H&M смогла выйти на первое место в рейтинге по «покрытию» европейского рынка, догнав прежнего лидера — Zara; теперь компания присутствует на всех 57 ключевых рынках Европы. Далее в рейтинге идут Mango и The Body Shop.
Экспансия премиальных брендов позволила США обойти Италию в рейтинге стран — «экспортер
«Тенденции на российском рынке ритейла полностью соответствуют общеевропейским. Согласно нашим данным, лидерами по числу дебютов в России стали американские бренды (27%), а второе место занимают итальянцы, — комментирует Елена Задорожная. — В то же время из числа наиболее активно развивающихся ритейлеров в России в формате монобрендового бутика пока присутствует только Michael Kors, тогда как остальные изучают возможности на рынке и, по нашим оценкам, могут реализовать их в кратко- и среднесрочной перспективе».
Джеймс Браун дает следующий прогноз развития европейского рынка ритейла: «Темпы восстановления экономики в странах Европы разнятся, однако в целом прогноз уровня продаж на европейском рынке ритейла является самым позитивным с начала десятилетия. Мы ожидаем, что выход международных брендов в крупнейшие города Европы продолжится. Вместе с тем изменения в структуре и форматах торговли заставляют игроков рынка проявлять большую осторожность. Ритейлеры хотят “выжать максимум” из своих магазинов, поэтому в среднем за последние два года на каждые два открытых магазина приходится один закрывшийся».
«Курс на оптимизацию является важной составляющей сегодняшнего бизнеса ритейлеров и в России. В настоящий момент фокус от территориальной экспансии сместился в сторону оптимизации сети — это самый актуальный вопрос, который занимает умы абсолютного большинства торговых операторов. На наш взгляд, с учетом экспертных макроэкономическ