ProZorro планирует получить от поставщиков за пользование системой 34,7 млн грн в 2016 году

01.03.2016
2259

forbes.net.ua

Система электронных закупок ProZorro, которая должна быть полноценно введена в действие с 1 апреля 2016 года, обещает стать высокоприбыльной организацией. На прошлой неделе Кабинет министров в ходе своего заседания принял внесенный «с голоса» проект постановления, которым утверждаются тарифы на пользование этой системой. Участники заседания делают оговорку, что в документ еще могут быть внесены изменения, однако текст постановления, который есть в распоряжении Forbes, дает четкое представление о масштабе бизнеса на системе электронных закупок. Оборот ГП «Зовнішторгвидав України», администратора ProZorro, составит почти 35 млн грн за 2016 год. Об этом пишет Forbes

Бизнес-модель ProZorro предусматривает возможность доступа к центральной базе данных сторонних электронных площадок. Разработчики концепта уверены, что это позволит обеспечить более высокий уровень сервиса, а также широкое вовлечение в государственные торги представителей корпоративного сектора благодаря контактам с поставщиками, которыми располагают частные электронные площадки.

К таким площадкам выдвигается ряд требований (детально прописаны в Порядке функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок). В том числе — и по обеспечению криптографической защиты информации. При подключении все площадки проходят обязательное тестирование администратором, его стоимость составляет 3 000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или 51 000 грн. Из расчета планового подключения в 2016 году 10 площадок только тестирование генерирует администратору около 0,5 млн грн.

Далее ProZorro вводит шкалу тарифов за пользование системой и доступ к электронному модулю аукционов. Всего в системе три вида расчетов: плата от поставщика электронной площадке за каждое предложение, поданное на торги; плата площадки системе ProZorrо за доступ к базе данных; плата ProZorrо площадке за успешное проведение торгов.

Тарифная сетка сформирована по прогрессивной шкале в зависимости от суммы тендерного предложения. Детальная разбивка тарифов — в таблице.

Исходя из этапности внедрения ProZorro и экстраполирования финансовых и количественных показателей предыдущих периодов, в 2016 году прогнозируется проведение около 25 000 вышепороговых процедур.

На каждую закупку ожидается три предложения, что, исходя из вышеприведенных тарифов, формирует общую сумму, которую планируется получить от поставщиков за пользование системой, в размере 34,7 млн грн. Из них возврат площадкам составит около 22 млн грн.

Александр Стародубцев, директор департамента регулирования публичных закупок Министерства экономического развития и торговли и один из первых координаторов ProZorro, отмечает, что за образец была взята грузинская система, при которой платит каждый участник небольшой оси за участие. «Единственное отличие у нас от грузинской модели в том, что у них платят и поставщик, и заказчик, а у нас платит только поставщик, поскольку заказчик – это государство (госорганизация или госпредприятие)», — подчеркивает Стародубцев.

Тарифная сетка выводилась, исходя из затрат госпортала и прогнозируемого объема операций. «Плата за участие должна быть точно не больше банковского процента. Если банки, например, за платежку берут до 0,5%, мы должны находиться в рамках этих 0,5%. Так вот мы и считали диапазоны, чтобы находиться в рамках половины процента», — поясняет координатор логику расчетов.

При этом в МЭРТ признают, что аудит тарифов не проводился, мотивируя это тем, что аудит — это соответствие стандарту, а поскольку ProZorro является пионером, то система сама задает этот стандарт. «В тестовом режиме доступ к системе тоже был платным, и ни разу у нас не было каких-либо возражений от бизнеса по поводу платы», — констатирует Стародубцев.

Опрошенные Forbes эксперты называют несколько коррупциогенных элементов этой системы. Первый — потенциальная связь администратора и электронной площадки, для которой предусмотрена премия за успешное проведение предложения участника. Второй — статьи расходования полученных средств. Сейчас их планируется направлять на «поддержку центральной базы данных».

Среди основных статей расходов ГП «Зовнішторгвидав України»: оплата труда (8,3 млн грн), начисления на оплату труда (1,8 млн грн), услуги по технической поддержке и сопровождению (6,3 млн грн), хостинг системы (2,4 млн грн), оплата коммунальных услуг и энергоносителей (1,0 млн грн.)

Также проводятся параллели с деятельностью Тендерной палаты, которая предусматривала плату за дополнительные услуги, в частности — за доступ к базе объявлений планируемых тендеров и формирование подборки информации по профилю заявителя. Кроме того, одностороннее формирование тарифов на доступ к монопольной единой базе данных государственных тендеров для коммерческих площадок само по себе не соответствует принципам транспарентности и прозрачности, декларируемой создателями системы. «Молодые реформаторы быстро учатся», — прокомментировал Forbes один из представителей прошлой команды Минэкономики.

Источник: forbes.net.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.