Рынок логистики Украины 2020: вызов принят

05.11.2020
6492
Партнер проекта

Фото: Raben Ukraine

Рекомендации любой отраслевой аналитики – оперативная адаптация к меняющимся условиям. Просто, но суть не раскрывает. Детально объяснить происходящее и сделать акценты на ключевых моментах готовы лишь профессионалы. Что говорят специалисты о рынке логистики 2020, произошедших изменениях и актуальных направлениях, рассказывает Марина Мельник, директор по продажам "Рабен Украина".


Оптимизация ресурсов и наращивание базы клиентов

Конкуренция на рынке перевозок по Украине в этом году как никогда высокая. Многие клиенты были вынуждены уменьшить свои объёмы, рынок перевозок стал конкурентно более плотным, усилилась борьба за клиента. Некоторые транспортные компании, у которых уменьшились объёмы перевозок, пошли по пути оптимизации ресурсов (людей, транспортных средств, маршрутов, специфики доставок), что дало возможность снизить цены на услуги.

Мы, как компания, у которой внутриукраинские перевозки составляют наибольшую долю в портфеле услуг, не пошли по пути кардинальных изменений. Подобная оптимизация ресурсов существенно снижает скорость обработки товаров и качества предоставляемых услуг, и как следствие, ожидания клиента не оправдываются, и он вынужден менять логистического оператора.

Весной на рынке было падение объемов перевозок, вследствие чего компании перевели персонал на удаленную работу. Дистанционная организация труда затронула не только управленческие должности, но и специалистов операционных отделов. Летом рынок несколько ожил и охарактеризовался неравномерностью объемов перевозок, поэтому ряду компаний не хватило ресурсов для работы с грузами в условиях асинхронности. Клиенты же, и без того потерявшие время и деньги весной, искали любую возможность нарастить объемы продаж в короткие сроки.

Демпинг – коварная игра. Понимая это, мы оптимизировали свои ресурсы, но не сократили. И как следствие, наша готовность оказывать услуги клиентам обеспечила конкурентное преимущество и помогла нарастить базу новых клиентов.

Более того, осознавая проблему экономии ресурсов на рынке в целом, клиенты стали запрашивать дополнительные сервисы (например, стала востребованной услуга отзвона за час-два до отгрузки – для оптимального планирования выхода складского персонала на смену и приемки товара; предоставление отдельного сотрудника по сопровождению клиента и т.д.). Будучи клиентоориентированной компанией, наш колл-центр начал предоставлять услугу обзвона клиентов с уведомлением о статусе заказа. За счёт развитой партнёрской сети и наличия сотрудников отдела продаж в регионах, мы имеем возможность быстро реагировать на новые потребности клиентов и оперативно решаем возникающие вопросы. Для клиентов важно знать, что логистический оператор является надёжным партнёром с бесперебойным режимом работы.

Конкуренция и объединение сервисов

В сегменте транспортной логистики по Украине критическими для транспортных компаний малого и среднего бизнеса стали: ужесточение конкуренции, возможность оперативно адаптироваться согласно требованиям рынка, гибкость в работе с клиентами. Мелким перевозчикам в условиях карантина было особенно непросто в связи с падением объёмов клиентских заказов. Мы же смогли успешно использовать данную ситуацию, а именно: увеличили парк автомобилей по Украине, дополнив собственные транспортные единицы партнерскими. Помимо собственного парка автомобилей (60 автомобилей грузоподъёмностью от 3 тонн до 20 тонн), мы так же сотрудничаем с более чем 200 постоянными партнёрами в сфере транспортной логистики и оперируем более 600 транспортными средствами.

У нас развитая сеть партнёров, которая представлена в каждом городе Украины. Мы работаем с транспортными компаниями, которые предоставляют для нас не только транспорт, но и обеспечивают складскими площадями для оказания погрузочно-разгрузочных работ и консолидации грузов. У перевозчиков же, которые оказывают услугу паллетной доставки, ресурсов в подобном формате не всегда достаточно. Кроме этого, мы имеем свою хорошо развитую инфраструктуру в городах-миллионниках, с возможностью обеспечивать услуги хранения и обработки товаров (Львов, Днепр, Харьков, Одесса, Ровно, Хмельницкий).

Мы видим в этом конкурентное преимущество, особенно сейчас, когда рынок Украины фокусируется на услугах доставки в розничные сети, которые, в свою очередь, вытесняют магазины мелкого формата, создавая собственные точки “у дома”. Работа с сетями предусматривает определённые компетенции и знания. Сети – это большие площадки, с большим количеством сотрудников, иногда без определённо выделенных временных окон под конкретную выгрузку, поэтому товар не всегда могут вовремя принять и оформить документы.

В нашем случае есть ряд преимуществ: если товар, который по каким-либо причинам не был сдан в сеть в каком-то из регионов, он может быть возвращён к нам в локацию в любом областном центре Украины, где будет ожидать нового дня доставки либо инструкций от клиента.

Одним из востребованных сервисов нашего портфеля услуг является доставка товаров в температурном режиме – холодная логистика. Для обеспечения сохранности скоропортящихся товаров в температурном режиме +2...+6ºС  (сыр, молочная продукция), мы используем консолидационные фреш-камеры в наших отделениях в регионах: Днепре, Львове, Одессе, Харькове, Хмельницком, Ровно, Николаеве. Данные камеры позволяют размещать товар и сохранять его без нарушения температурного режима до окончательной деконсолидации и доставки получателю.  Доставка товаров в составе сборного груза с поддержанием температурного режима без наличия консолидационных камер увеличивает риск порчи товара, особенно в случае возможных простоев автомобиля, поломки машины либо задержек во время выгрузки.

Сокращение объёмов и развитие доставок товаров в составе сборного груза

Сокращение объёмов производства, падение объёмов продаж затронуло все отрасли. Структура нашей логистики в сегментах выглядит следующим образом: продовольственные товары – 40%, техника – 10%, потребительские товары – 20%, розничная торговля – 10%, бытовая химия – 20%.

Анализируя сегменты клиентов, мы можем отметить, что объёмы поставок товаров категории FMCG food в целом отличаются относительной стабильностью спроса: люди продолжают покупать продукты питания. В то же время, сектор FMCG non-food, бытовой техники и электроники проседает – изменился принцип приоритетности покупок.

Так как мы предлагаем рынку доставку товаров в составе сборного груза в разных температурных режимах, спрос на наши услуги со стороны клиентов увеличивается.

Возможность консолидации грузов большого количества клиентов, позволяет нам соблюдать оговорённые сроки доставок (24-48 часов по Украине) с возможностью предоставления дополнительных сервисов: возврат паллет, возврат документов, раскладка коробов.

Рост электронной коммерции и развитие контрактной логистики

Рост электронной коммерции повлиял не только на развитие форматов доставок, но и на расширение услуг контрактной логистики. Помимо полного набора стандартных складских операций, мы готовы ко всем складским сервисам, которые способствуют дальнейшей продаже товаров через Интернет. У нас есть опыт и готовые решения, которые пользуются повышенным спросом у клиентов. Одна из опций, которую мы внедрили – автоматизированный процесс передачи информации курьерским службам доставки с помощью программного продукта Last Mile Connector – это наше инновационное решение для складской инфраструктуры. После имплементации решения Last Mile Connector информация обо всех операциях, отражаемых в нашей складской системе учета, автоматически вносится в системы курьерских служб, с которыми настроена интеграция.

Кроме того, мы приняли решение расширять зону хранения и обработки товаров в температурном режиме с 7 000 кв. метров до 12 000 кв. метров. Рост спроса на подобную услугу наблюдается со стороны как новых, так и существующих клиентов. Завершение работ запланировано на июль 2021 года. Кроме расширения температурной зоны +14...+18ºС, отдельным направлением является услуга копакинга в температурном режиме для товаров продуктовой линейки. Наш склад оснащён необходимым оборудованием для соблюдения всех процедур по качеству и обработке продуктов питания. Деятельность компании сертифицирована и проходит ежегодные аудиты.

Доставка сборных грузов из Европы с последующим таможенно-брокерским оформлением.

В сегменте международных перевозок снижения объемов мы не ощутили. Наши планы по развитию доставки сборных грузов из Европы являются актуальным решением для многих клиентов. Доставка сборных грузов в Украину сопровождается таможенно-брокерским обслуживанием силами брокерского отдела нашей компании. В штате брокерского отдела – более 10 сотрудников с солидным опытом работы в данной сфере. Таможенно-брокерское обслуживание осуществляется в Киеве и Львове. Кроме этого, наши клиенты могут использовать таможенный склад в Киеве. Мы оказываем услуги хранения и обработки товаров под таможенным контролем, оформление товаров с дроблением партий под конкретных получателей наших клиентов (консигнация).

Более того, сотрудничая с многими контрагентами в Украине, осуществляя ежедневно тысячи перевозок и обмениваясь огромным количеством документации, мы продолжаем внедрять программные продукты, которые позволяют оперативно и качественно взаимодействовать с клиентами и партнерами в вопросах предоставления и обмена необходимой информацией.

Компания "Рабен Украина" является одной из немногих компаний, которая активно поддерживает внедрения электронной ТТН (е-ТТН). Мы располагаем решением по внедрению данного инструмента и верим, что в ближайшее время е-ТТН найдёт поддержку на украинском рынке. Наши водители имеют возможность фиксировать время приемки и сдачи товара через электронные носители. Сейчас данная опция активно работает в качестве оперативного информирования о статусе доставок клиентов через систему MyRaben.

Мы разрабатываем для наших клиентов специальные условия по сотрудничеству, которые позволяют им существенно сокращать свои расходы на логистику. Все больше клиентов обращаются с запросом передачи логистической функции полностью на аутсорсинг. Наша компания готова к таким запросам и открыта к переговорам.

Фото: пресс-служба "Рабен Украина"

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.