Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Куплено в ТРЦ "Проспект", или как проходит посткарантинный шоппинг
Какой он, посткарантинный шопинг? Корреспонденты Retailers прошлись за покупками вместе с сотрудниками ТРК "Проспект" и их семьями, и узнали, как изменилось поведение гостей, их ожидания и ощущения от шопинга.
Александр Немер, директор ІТ-департамента и Милана (3,5 года)
Александр: Мы стараемся соблюдать новые правила гигиенического этикета, но ребенку трудно было объяснить, почему надо посещать заведения именно в маске, почему надо измерять температуру и обрабатывать руки на входе и в каждом магазине. Она постоянно снимала маску, мы по этому поводу немного нервничали. Но теперь, когда Милана видит вокруг всех остальных людей в масках или респираторах, она понимает, как это важно. Я сегодня удивился: она сама полезла в сумочку, достала маску и начала ее надевать.
Для нее самое ценное – это эмоции, поэтому меня радует возможность купить именно то, что ей хочется в сию минуту, пусть даже ненужное с точки зрения взрослого. То, что ее радует в конкретную минуту и просто попалось на глаза. Сегодня она нашла этот набор, пусть он и простой, зато здесь королевская корона и волшебная палочка. Но, конечно, мы посмотрели и платья, и футболки, и другие летние вещи, за которыми еще сходим, но это скучная родительская забота. А детская радость – это очень важно и нужно.
В шопинге я ее слушаюсь всегда, а в бытовых вещах стараемся соблюдать компромисс: я иду ей навстречу, она – мне. Для меня шопинг, даже в таком сокращенном посткарантинном варианте, без мультиков в кинотеатре – это возможность порадовать дочь новой эмоцией, приятно провести время с улыбками.
Милана: Люблю гулять с папой. Скоро день папы, я в садике выучила для него уже песенку.
Инна Сотникова, директор ТРК "Проспект" и Арина (9 лет)
Арина: Мне нравятся новые правила, носить маску и обрабатывать руки. Я рада, что ТРЦ открылись, хоть и не полностью. Обычно если мы шопимся, то шопимся по полной. Должны пройти минимум по пяти магазинам, выпить по два коктейля и обязательный поход в "Макдональдс" и кино. Сейчас кино нет, и этого не хватает.
Инна Сотникова: Когда мы выбираемся с дочкой на совместный шопинг, то планируем несколько активностей. Обычно это включает просмотр премьеры мультфильма или семейного фильма, посещение детского развлекательного центра. Арину там все знают по имени, а первый ее вопрос был после карантина: "А когда же откроется fly парк?". Всегда в планах, естественно, попробовать что-то вкусненькое, может быть, новенькое. "Макдональдс", который называет Арина, это скорее "запрещённый плод", в ТРК "Проспект" есть интересные рестораны домашнего питания, например, Бринzа Бар, очень часто бываем в Salateira.
Шопинг у нас достаточно интересный. Готовясь к походу в магазины, мы сначала всё просматриваем онлайн, потом на месте примеряем выбранное, и если вдруг всё, что понравилось онлайн, подходит по размерам, то мы все покупаем и получаем бесконечное удовольствие.
Мы не можем себе позволить распределять все названные активности в течение недели. Мы бываем в ТРЦ один или два раза в месяц, но большой объем времени.
К сожалению, сокращенный "карантинный" формат работы ТРЦ значительно изменил обычный сценарий, ведь половины из того, что обычно планируем, недоступно, и этого очень не хватает. Ждём, когда всё запустится в полном формате, и мы сможем проводить время как раньше.
Арина самостоятельно оплачивает часть покупок, например, сегодня купила себе и мне напитки. У нее есть свои деньги, я учу ее финансовой грамотности. Она получает деньги за хорошее обучение, за какие-то услуги. Я считаю, что чем раньше она научиться тратить заработанные деньги, тем лучше.
Мы обсуждаем необходимость той или иной покупки. Естественно, бывает, преобладает эмоциональная составляющая. Я стараюсь с ней пообщаться о необходимости выбранного эмоционально предмета. Если вижу, что мои доводы не работают, ребёнок покупает. Но потом, когда на что-то более желаемое ей не хватает, Арина начинает оценивать, насколько действительно важна была та эмоциональная покупка.
Она копит на определённые вещи, допустим, участвовала в “подарке от Санты” своего телефона. Это достаточно увлекательный процесс, обучение ребенка финансовой грамотности.
Вероника Берковская, администратор и Каролина (5 лет)
Каролина: Люблю ходить к маме на работу. Люблю "Макдональдс" и шарики. А ещё подарки, которые мне купили мама и папа. А нашему хомяку Чипу мы вместе недавно купили полную коробку еды и редиску.
Вероника: Взгляд с инфостойки на поток людей в ТРЦ – это как бесконечный сериал, только с настоящими людьми, с их историями жизни.
Чаще всего, конечно, спрашивают про акции, про события и распродажи. И если теряются в ТРЦ, то встречаются именно у инфостойки.
Наш ТРЦ семейного типа и 70 процентов – постоянные клиенты. Я вижу свидания влюбленных, иногда даже расставания. Очень часто приходят подростки – и ты наблюдаешь как они растут, взрослеют, буквально месяц прошел и все – другие люди, другой стиль, другое настроение.
Интересно сейчас наблюдать, как люди адаптируются к новым посткарантинным нормам. Некоторые охотно меряют температуру и дезинфицируют руки, надевают маску перед входом в ТРЦ. Честно говоря, не всем по нраву соблюдать нормы. Но мы запускаем исключительно в масках.
Дочка любит приходить ко мне на работу, но шопингом мы занимаемся исключительно в выходные дни. Любим мультики, большой сырный попкорн – наш друг. А еще Каролинка – модница. Первая покупка после карантина – юбка и кеды, которые сейчас на ней. Мы выросли за зиму и очень ждали открытия ТРЦ, а сейчас она уже продумывает, что хочет купить после лета.
Елена Обухивская, коммуникационный менеджер и Юля (12 лет)
Юля: Я – не фанат шопинга. Для себя разделяю людей, которые ходят на шопинг, на три категории. Первая – шопоголики, которые хотят все, что видят, все примеряют и покупают. Вторая группа – как я – идут в ТРЦ по необходимости. А некоторые вообще не любят магазины и покупки. Большая часть моих одноклассниц относятся к первому типу.
Для меня в одежде важнее всего удобство. Для многих одноклассниц на первом месте внешний вид вещи, но для меня – практичность. Ведь если вещь красивая, но не очень комфортная, то носить ее не будешь. Второй критерий для меня – цвет, ну а на третьем месте – цена. Сегодня я подберу футболки.
За время карантина я анализировала свои предпочтения, что именно мне действительно надо. Например, декоративная косметика. Я не могу пользоваться тем, что заказывает обычно мама, той же помадой. Я – совсем другая, мне нужна совсем иная цветовая гамма. Я продумываю заранее все свои покупки, и все-таки главное – вещь должна мне понравиться.
Елена: наблюдаю, как меняется моя дочка, и умиляюсь. Раньше в обязательном порядке для нас было купить куколку Lol и пони, а сегодня она уже выбирает себе декоративную косметику. Тинейджеры – это очень непростой этап в жизни. С одной стороны, это самоутверждение и протест, а с другой – еще хрупкость характера, открытость и готовность пробовать новое, появляются новые интересы и хобби. Во время шопинга можно узнать много о ребенке, о предпочтениях, удивиться ее вкусам и получить удовольствие от рассуждений и дискуссий. Тинейджеры не любят, когда их учат и дают советы. Поэтому я стараюсь больше спрашивать, слушать и слышать. Мне нравится подход дочери, что одежда должна быть практичной, экологичной и удобной. Поэтому даю ей свободу выбора и прошу не смотреть на ценники, а выбирать то, что нравится. Возможно, если бы Юля была шопоголиком или шопингхантером, то мне бы пришлось предпринимать другие меры. Но с ее рациональным подходом я выступаю шопинг-инициатором и энтузиастом покупок.
С профессиональной точки зрения могу сказать, что шопинг может приносить такой же заряд эмоций, как и поход в музей или театр. Это микс – решение потребности и проведение досуга, наполняемость опытом и впечатления. А личностный результат покупок – это инвестиции в себя, свой имидж, уверенность, развитие собственного стиля. А в наше время это важный аспект для общественной социализации, личного бренда и формирования своего окружения.
Наталя Незгода, администратор
Торговый центр – большой социальный объект, и мы должны следить за вопросами безопасности. На входе посетителям проводится температурный скрининг, установлены дезинфекторы, есть наклейки на полу, напоминающие о социальной дистанции. Благодаря шестилетним отношениям с арендаторами легко удалось договориться о новых правилах безопасности. Абсолютно все арендаторы укомплектованы средствами индивидуальной защиты, все носят маски и защитные очки, во всех магазинах установлены дезинфекторы и нанесена разметка.
Сейчас фудкорты работают в основном на доставку, это, конечно, большой минус для посетителей. Но мы частично решили этот вопрос – открыли летнюю террасу. И теперь в торговом центре есть возможность отобедать, отужинать. Это огромный плюс, я сама оценила его после двухмесячного карантина.
За шесть лет работы в ТРЦ мое отношение к шопингу изменилось. С первых дней почувствовала, что для меня стали доступны любые вещи и в любое время, что не нужно выбирать отдельный день для поездки на шопинг. Поэтому акцент сместился на редкие вещи. В магазине BROCARD я могу в числе первых тестировать новинки. Магазин "Буква" привозит мне дорогие коллекционные книги, которые дарят мне ощущение счастья. Кстати, после карантина первой моей покупкой была редкая книга о шампанском.
Текст: Оксана Гришина
Фото: Анастасия Рожинская