Что такое копакинг и как этот сервис работает в “Рабен Украина”

25.02.2020
5249
Партнер проекта

Современная складская логистика –  это не просто место хранения товара,  функциональная нагрузка склада намного разнообразней. Одна из востребованных услуг на рынке – это копакинг. Что это такое, каким образом и где осуществляется такая упаковка, как на полках магазинов появляются товары с пометкой «три в одном», «акция», рассказывает Михал Коваль, Директор департамента складской логистики компании «Рабен Украина».


Сo-packing – это сочетание английских слов «contract» – договор, соглашение и «packing» – упаковка. Если переводить дословно, то сo-packing означает «упаковка по контракту».  

Складская логистика предполагает упаковку товара, маркировку, стикеровку, нанесение штрих-кода на единицу продукции, термоупаковку, фольгирование, формирование промо-наборов, подарочных наборов. Наиболее распространённые услуги в настоящее время – упаковка товара, маркировка, стикеровка.  

«Законодательство Украины обязывает производителей или импортеров маркировать иностранные товары на государственном языке. И мы делаем соответствующую маркировку», – говорит Михаил Коваль, уточняя, что перечисленные услуги компания «Рабен Украина» предоставляет на базе сразу нескольких складов в разных регионах страны: пгт. Большая Дымерка Броварского района (Киевская область), города – Львов, Днепр, Харьков.


Копакинг – услуга создания специальных промо-наборов, где, кроме отбора соответствующих продуктов, также должна быть изготовлена индивидуальная упаковка.

Маркировка – нанесение на упаковку информации с основными сведениями о товаре, выполненное в виде текста, условного обозначения, рисунка, штрихкода.

Стикеровка – услуга по подготовке и наклеиванию стикеров с необходимой информацией.


История упаковки

Услуга упаковки существовала с момента старта работы «Рабен Украина» в Украине. Изучение рынка и опыт в других странах показывали, что эта услуга пользуется большим спросом у клиентов. Компания расширила список  дополнительных услуг, прежде всего, для известных транснациональных компаний.

Первые клиенты, которым была актуальна эта услуга, заказывали упаковку у «Рабен Украина». Под эту группу заказчиков было закуплено оборудование. Чем оно отличается от того, что есть сейчас? «Мы увидели, что для того, чтобы развивать упаковку, необходимо все время совершенствоваться. Требования к качеству упаковки меняются и ужесточаются. Новые клиенты сами развиваются и усиливают требования, – отмечает Михал Коваль. – По большому счету, речь идет уже о некой философии – создании нового восприятия упаковки.  И если раньше мы говорили об обыкновенном складском подразделении, которое практически полностью подчинялось всем правилам, существующим на складе в других подразделениях, то сегодня мы понимаем, что зона упаковки – уже нечто гораздо большее».

В настоящее время компания «Рабен Украина» находится в процессе покупки дополнительного оборудования. «Мы успешно прошли высокий сезон с нашими основными клиентами, международными компаниями, у которых были высокие требования к качеству. Мы предоставили сервис на очень высоком уровне», – говорит Михал Коваль, оценивая 2019 год. 

Процесс модернизации зоны упаковки компания начала в 2019 году. «Обновили процедуры. Укрепили штат. Накопили хороший опыт и построили хорошую команду. Если говорить языком цифр, то в 2019 году компания «Рабен Украина» увеличила площадь зоны копакинга на складе под Киевом в 5 раз – до 2100 квадратных метров», – рассказывает Михал Коваль.

В 2020 году вместе со своим партнером «Рабен Украина» намерена установить дополнительно еще две линии упаковки в складской зоне. 

«Если посмотреть на организационную структуру склада, то мы так запланировали эту зону, чтобы она могла развиваться без проблем. В случае дополнительного спроса в течение одного квартала зона может увеличиться в 2 раза, – подчеркивает Михал Коваль. Также в планах «Рабен Украина» на 2020 год – расширение зоны без фиксации определённой температуры (ambient temperature zone). 

на фото: Михал Коваль

Почему «Рабен Украина»? 

Рынок Украины существенно изменился в течение последних лет. Из года в год требования к качеству услуг постоянно повышаются. «Клиенты, которые раньше готовы были хранить грузы при температуре, не требующей четкой фиксации, сейчас настаивают на обеспечении данного требования. Это требование, которое приходит в Украину из Западной Европы», – говорит Михал Коваль.

Раньше на рынке Украины была так называемая «псевдоэкономия». Клиенты особо не обращали внимания на качество хранения. Часто вместо специальной температурной зоны клиент выбирал обычную зону температурного режима. «Рынок изменился. Появились полноценные требования как к качеству хранения, так и к качеству упаковки. И мы развиваемся, и рынок», – говорит Коваль. По его мнению рынок экспорта ориентирован уже не на Россию и на Восток, а на страны Азии и ЕС. У получателей груза в конечных точках в указанных регионах есть строго обусловленные требования по качеству. “К примеру, если я произвожу конфеты в Украине, а хочу продавать в Словакию и Австрию, то вначале приезжает аудитор, оценивает условия производства, хранения и отгрузки продукции. Поэтому все компании, которые хотят работать с западными рынками, будут требовать от провайдера высокое качество услуг переупаковки», — отмечает Михал Коваль. 

В компании существует разделение склада в зависимости от температуры и вида товара.  Для разных продуктов есть разные температурные зоны, которые разделены полноценными стенами. Наличие стен очень важно, потому что разделение между товарами гарантирует высокое качество оказываемой услуги. Таким образом, можно избежать распространения запахов и его возможного влияния на другие товары. 

«Рабен Украина» стремится удовлетворить запросы всех клиентов. «Зона упаковки для всех наших клиентов, включая международные транснациональные компании (у которых жесткие стандарты качества), должна быть приближена к производственному процессу клиентов. Это уже не просто склад со складскими услугами, это маленькое производство, которое должно удовлетворять запросы клиентов, которыми они руководствуются в Европе и по всему миру. Речь идет о наличии спецодежды и специальных медосмотров работников, это также вопросы, связанные с клинингом зоны, с контрольными точками – мониторингом качества как непосредственно переупаковки, так и подходом людей к работе», – рассказывает Михал Коваль. 

«Рабен Украина», предлагает систему двойной защиты для работы персонала. Люди, которые приходят на работу, обязательно представляют справку о медосмотре. Параллельно на территории компании постоянно работает корпоративная медицинская служба, которая проводит дополнительный медосмотр. В компании есть две категории сотрудников. Штатные работники проходят медосмотр регулярно. Сезонные работники привлекаются через аутсорсинговые компании. Аутсорсинговые компании никогда не выиграют тендер, если не докажут, что обеспечивают тщательный медосмотр сотрудников. Кроме того, новые работники будут обязаны пройти дополнительный медосмотр в “Рабен Украина”. Только тогда они допускаются к работе. В пик сезона  у компании работает 150 человек, включая штатный персонал.

Разные температурные зоны

Одно из конкурентных преимуществ любой зоны упаковки – это мультитемпературный режим. По словам Михала Коваля, «Рабен Украина» сейчас проводит переупаковку в температурном режиме 14-18 С° (exact temperature zone), и это уникально по своей сути (не путать с аналогичным температурным режимом хранения на складах). Также есть возможность проводить упаковку в фреш-зоне при температуре 2-6 С° (йогурты, сыры). Склады компании имеют температурную зону, которая не требует специального поддержания (ambient temperature zone), где можно создавать отдельную упаковку для промышленной группы продуктов (например, косметики), а также для некоторых видов продуктов питания.

Портфолио потенциальных продуктов, которые требуют услуг переупаковки, достаточно широкое. «Большинство наших клиентов из FMCG Food сектора. Одновременно предоставляем услуги переупаковки и для сферы FMCG Non-food – косметика и промышленные товары», – говорит Коваль. 

Под одной крышей

Огромное преимущество «Рабен Украина» – все услуги под одной крышей. «Мы предоставляем комплекс услуг – международные и локальные перевозки, услуги контрактной логистики (хранение на складе) и дополнительные услуги – копакинг и прочее). 

«Рабен Украина» может обслуживать импортные товары в одном месте: для этого имеются два собственных таможенных терминала, здесь же можно наносить этикетки на локальном языке. «Наш партнер не должен беспокоиться о перемещении груза на большие дистанции. Ему не приходится в одной точке делать разгрузку и таможенную очистку, а потом где-то дополнительно искать партнера для нанесения стикеров», – говорит Коваль.  

Имея развитую сеть доставки по Украине, «Рабен Украина» может предложить потенциальным клиентам, которые хотят делать переупаковку, обеспечить забор груза в сборную линию, привезти на склад, нанести стикеры и по разветвленной сетке внутриукраинской дистрибуции отправить груз дальше. 

Аналогичная система функционирует в контрактной логистике. «Если клиент хочет получать услугу по стикеровке на длительное время, он может использовать наши складские площади для хранения товара и попартийной стикеровки продукции. Как видите, под крышей «Рабен Украина» осуществляется очень много процессов», – говорит Коваль. 

В ритейле и логистике пиковых нагрузок не избежать, сезонность будет всегда.  В 2020 году в компании планируют увеличить зону копакинга, чтобы сгладить сезонные пики. “Важно отметить, что мы предоставляем услугу копакинга не только нашим складским клиентам, но и всем другим клиентам, которые не нуждаются в хранении продукции у нас на складе. Причем размер компании не имеет значения. К примеру, импортер, который покупает в Китае или в Западной Европе 10-30 паллет, нам также интересен», – подчеркивает Михал Коваль. 

Как подтверждается качество?

Зона копакинга соответствует требованиям стандартов ISO. Мы постоянно проходим аудиты качества и безопасности. Речь идет о стандартах ISO9001:2015 (Система менеджмента качества), ISO22000:2005 (Система менеджмента безопасности пищевых продуктов), OHSAS 18001:2007 (Система менеджмента гигиены и безопасности труда) и ISO14001:2015 (Система экологического менеджмента). Все подтверждается сертификатами соответствия сертифицирующего органа Bureau Veritas, которые компания получает ежегодно. Также, есть еще и внутренний аудит, который проводят представители Группы Рабен. 

Кроме того, качество услуг подтверждают аудиты, которые проводят клиенты компании. Прежде всего, это транснациональные компании, которые обычно привлекают международных аудиторов в этой области. «Аудиторы приезжают к нам каждый год и предоставляют свои заключения. За прошлый год у нас в зоне копакинга не было ни единого риска, промаркированного красным цветом», – рассказывает Коваль. 

Роботизация процессов

В подразделении компании в Польше в зоне копакинга уже сегодня часть работ выполняют роботы. Следуя современным тенденциям, «Рабен Украина» тоже постепенно внедряет автоматизацию. «Все, что есть в Польше – конвейеры, маркираторы, термоусадочные машины – буквально скоро будет и в Украине. Что-то мы частично уже внедрили, что-то внедряем сейчас. Наша новая зона копакинга оснащена термоусадочными машинами камерного типа, которые имеют эргономичную конструкцию и оригинальный дизайн. Зона также оборудована конвейером, маркировочными установками, видеокамерами, механической вентиляцией с рекуперацией тепла и современным освещением. В частности, используются системы светодиодов, автоматические системы управления светом (обнаружение движения и измерения интенсивности дневного света)», – говорит Михал Коваль.

Что сдерживает от полноценного внедрения роботов в производственные процессы? Чтобы внедрить любую автоматизацию, надо сделать расчет показателя return on investment. Если речь идет о клиенте, который дает от 10 000 паллет, то такие инвестиции будут оправданы.  Клиентская база в Украине пока значительно меньше. 

“Наша мечта – достигнуть больших объемов, которые позволят эффективно роботизировать предоставляемые нами услуги», – воодушевленно резюмирует Михал Коваль.

Автор: Михал Коваль, Директор департамента складской логистики в «Рабен Украина». 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.