"По десятибальной шкале я бы поставил нам "4" по технологичности, процессам и "3" по культуре",– Вячеслав Климов, совладелец "Новой почты"

30.01.2020
4690

Фото: "Новое время"

 

Сооснователь компании "Новая почта" Вячеслав Климов на встрече DYB club рассказал о масштабировании бизнеса и партнерстве, почему он завидует владельцам растущих компаний и дал 2 совета предпринимателям. Приводим материал практически полностью.


О масштабировании

Новое отделение начинает показывать прибыль через полгода с момента открытия.

В год темпы роста объема поставок  – 20%. С такой динамикой нам хватит роста еще гарантированно на 3-4 года.

Сегодня наш темп масштабирования достаточно осторожный. Мы чётко ощущаем, что нашим бутылочным горлышком являемся мы сами.

Об оценке эффективности

Мне кажется, мы крайне неэффективны. По большому счету, мы недовольны практически всем в компании. Это может не совпадать с внешней оценкой.

Если же давать оценку по 10-бальной шкале, я бы поставил нам четверку  по технологичности и процессам и тройку  по культуре. Эта оценка очень самокритичная. Стив Джобс говорил, что нужно всегда оставаться голодным. Мы всегда остаёмся голодными – всегда остаемся недовольными.

Временами я завидую владельцам малого бизнеса, в котором у тебя, как у водителя машины, гораздо больше чувствительности на руле. Как в хорошем BMW – повернул руль на миллиметр и сразу ощущаешь движение машины.

Есть такое французское слово "artisan", в переводе "ремесленник". Даже звучит оно прекрасно, от слова "art". Так вот, "artisan" во Франции называют виноделов, поваров, пекарей, парикмахеров. Это специалист, который не строит гигантскую корпорацию, но делает, например, сногсшибательный ресторан. Мы недавно познакомились с таким артисаном из Бургундии, у которого 14 гектаров земли. Стоимость гектара – EUR 50 млн. евро, при этом он очень небогатый человек, но, это вопрос уже к налоговой системе Франции.

Я думаю, украинскому бизнесу и экономике не хватает предпринимателей-ремесленников.

О передаче полномочий

Я перестал быть генеральным директором "Новой почты" в 2015 году. Тогда же у нас появился наблюдательный совет. Мы с Владимиром (Владимир Поперешнюк, совладелец "Новой почты", – Ред.) остаёмся визионерами, придумываем много продуктов. Думаю, мы генерим больше идей, чем менеджмент. И нас нужно оставить в этой роли.

Конечно, еще мы нужны когда надвигаются какие-то кризисы или критические решения, потому что амплитуда принятия решений у владельцев всегда больше, чем у менеджеров.

Мы очень чётко знаем, где мы компетентны, а где нет. После одного из совещаний по разработке нового продукта мы с Владимиром поняли, что отстаём от сотрудников в технических подробностях. Признаюсь, мы даже терминов некоторых не знали. Но место этого продукта, его роль и основное направление мы определим лучше, чем наша команда.

О партнерстве и ролях в компании

Примерно 20% времени я играю роль архитектора и по 40% – роль лидера и стабилизатора компании. У Владимира примерно такое же распределение. Тем не менее, мы остаёмся таким двухголовым драконом. Есть ситуации, когда я могу вести себя просто супер осторожно, а Поперешнюк в это время уже махает шашкой.

У нас с партнером чаще всего разные мнения. И 100% в этом есть один из наших секретов. У Владимира доминируют операционные наклонности. Он гораздо больше любит заниматься процессами, гораздо глубже их понимает. Например, терминальная логистика, сортировочные системы и так далее. Я же гораздо больший коммуникатор, очень люблю вести переговоры и стараюсь помогать в этом менеджменту.

Самая слабая наша компетенция

Я думаю, самой слабой нашей компетенцией, как и у всех украинских компаний, является менеджмент. Если понаблюдать чем мы, собственники или наблюдательный совет, занимаемся в наших кабинетах, то 90% времени мы заняты менеджментом, а не рынком. Почему?

Мы постоянно пытаемся обработать рост: подбор и нахождение топов, выстраивание корпоративной культуры, систем мотивации, это до сих пор остается вызовом.

В какой-то степени я даже завидую предпринимателям, которые занимаются продуктом, рынком и конкуренцией – это очень круто. Но когда-то наши рынки успокоятся и нам придется гораздо больше заниматься маркетингом, продуктами и эффективностью.

2 совета для владельцев компаний

Первое – не делать ничего, что не является core business. Это то, чем ваш бизнес является на самом деле. Остальное нужно отдавать на аутсорс. Нас когда-то называли «короли аутсорсинга». Вы удивитесь, но у нас этой ночью будет ехать 1500 фур, наших из них – всего 10. В Украине у компании "Новая почта" 38 хабов, из них в собственности всего 4 терминала. А собственных отделений – ни одного.

Второй совет – не закапываться в кирпичи. Постарайтесь как можно дольше не покупать какие-то тяжёлые основные средства. Если вам нужен лазерный станок, потому что вы производите филигранные железяки, конечно, купите его. Но ничего больше. Не стройте свои склады. Не покупайте свой транспорт, не закапываясь, думайте только о вашем core business.

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.