Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Без монополии: на что обратить внимание при выборе поставщика электроэнергии?
Фото: aftag.info
С июля в Украине начал работать новый рынок электроэнергии. Главные изменения, согласно закону принятого в апреле 2017 года, касаются обновления порядка предоставления услуг. В частности, население и предприятия могут самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии заключив с ним договор. Выбор поставщика электроэнергии похож на выбор страховой компании. Но, в отличие от последней, проверить историю работы поставщиков электроэнергии невозможно, так как эти компании были созданы не так давно. Адвокат PrimeLex Олег Олейников подготовил инструкцию на что бизнесу стоит обратить внимание при выборе поставщика электроэнергии.
Проверка информации о поставщике
Проверить лицензию. Разрешена ли компании такая деятельность? Списки лицензиатов можно проверить на сайте регулятора НКРЭ.
Информация в реестрах. Обратить внимание на подозрительные изменения в регистрационных данных. Информация из единого государственного реестра предприятий и организаций Украины может помочь обнаружить компании с подозрительной активностью (смены адреса, собственников, размера капитала, наличие исполнительных производств). На государственном ресурсе можно получить информацию от самого создания компании.
Сообщения в СМИ. Они могут могут указывать на проблемы поставщика. Например, начало уголовных производств, спорные отношения собственников компании и пр.
Проверить состояние компании (долговых обязательства и возможных открытых производств). О состоянии компании можно узнать из реестров должников и открытых исполнительных производств.
Что узнать у самого поставщика?
Важно не «купить кота в мешке». За быстрым стартом частных поставщиков электроэнергии незамеченным остается качество предоставления сопутствующих услуг. Потребитель, в случае поломки на своем участке, может остаться без помощи. Важно уточнить условия аварийного обслуживания и обязанности поставщика по устранению неполадок;
Гарантированный способ связи с поставщиком. Конкурентный рынок дает возможность получения качественных услуг, ориентированных на клиента. Понятный и простой способ «достучатся» к поставщику, наличие call-центра и утвержденные сроки рассмотрения заявок – помогут получить услуги надлежащим образом. Формы обращений, порядок и сроки реагирования должны быть отображены в договоре. Возможность защитить права потребителя дисциплинирует поставщика.
Составление договора
Обратить внимание на размер тарифа. Проверить цены в сравнении с ценами продажи электроэнергии производителем. Существует вероятность подписать договор с поставщиком, которые временно демпингует для привлечения клиентов.
Порядок уведомления потребителя о смене условий и тарифов. Важно сохранить связь между потребителем и поставщиком. Заочная форма сообщения и презумпция осведомленности чаще всего приводят к неприятным неожиданностям.
Ответственность поставщика при досрочном расторжении договора. Прекращение договора в одностороннем порядке должно быть предусмотрено договором. Оперативно-хозяйственные санкции за одностороннее расторжение договора дают больше гарантий продолжительной работы поставщика
Наличие штрафов для потребителя. Необходимо убедится, что в тексте договора нет штрафных санкций по формальным причинам. Возможно, что авторы проекта не придерживались баланса между правами и обязанностями сторого.
Возможность незаметного для потребителя накопления долга.
Возможность разрыва договора без кабальных условий для потребителя.