Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Полезные сервисы сбора данных для онлайн ритейлеров. Делится соучредитель интернет-магазина "МебельОк" Оксана Донская
Фото: Артур Кохановский
Бизнес онлайн – это быстрое принятие решений, возможность потерять покупателя за считанные секунды, реализовать маркетинговую кампанию с огромным охватом за считанные часы, вероятность потерять весь бизнес из-за хакерской атаки или неловкого движения сотрудника IT-отдела. И в тоже время бизнес в интернете может быть прогнозируемым и тщательно планируемым благодаря онлайн-инструментам сбора и анализа данных, рассказывает в своей колонке соучредитель интернет-магазина "МебельОк" Оксана Донская.
Сервисов в интернете, которые помогают современному ритейлеру, очень много. Условно их можно разделить по периодичности использования (регулярно и ситуативно) и по направлению применения (для анализа собственной системы или анализа рынка).
Сервисы на каждый день
Из того что каждый день под рукой для анализа своей же деятельности стоит указать следующие инструменты:
GoogleAnalytics – анализ посещаемости сайта за неделю, месяц, года или сию минуту. Этот инструмент позволяет оценить конверсионность трафика, эффективность той или иной рекламной кампании, наиболее востребованные разделы или товары на сайте.
GoogleAnalytics – это постоянно работающая система оценки жизнеспособности сайта.
Serpstat и Ahrefs помогают отслеживать позиции сайта, анализировать ключевые позиции, проводить СЕО-аудит своего интернет-магазина и конкурентов. На основании результатов анализа ритейлер может принимать меры по усилению позиций сайта по тем или иным ключевым словам и фразам. Анализируя конкурентов, онлайн-оператор может планировать бюджет на раскрутку новой категории товаров или услуг.
Google webmaster tools необходим для анализа индекса ресурса: все ли страницы проиндексированы поисковыми роботами гугла, нет ли дублей страниц, какая скорость работы сайта, правильно ли отрабатывает мобильная версия интернет-магазина.
Внутренняя статистика социальных сетей Facebook, Instagram, Pinterest, Twitter дают информацию об актуальности того или иного контента, о времени активности аудитории на страницах, а также данные о самой аудитории, что позволяет менять содержание как страниц в соцсетях, так и самого сайта.
Text.ru и content-watch – это сервисы ежедневного пользования для контентщиков магазина и сео-отдела. При помощи этих сайтов проверяется уникальность описаний товаров, а также отдельных статей. Здесь же можно заказать рерайт материала, когда не хватает внутреннего ресурса компании.
Сервисы для оценки внешней среды и принятия стратегических решений
SimilarWeb позволяет видеть, как развиваются ближайшие "соседи по цеху" в интернете.
Даже при бесплатном доступе есть возможность увидеть динамику развития сайта, основные источники трафика, ключевые слова, а также географию покрытия. Ежемесячный сбор данных по конкурентам позволяет вовремя заметить как угасающий бизнес, так и новых игроков. SimilarWeb показывает качество трафика на сайт и дает почву для размышлений, почему у двух магазинов, работающих в одной нише глубина просмотра сайта 4 или 7 страниц. Почему на одном сайте покупатель в среднем проводит 2 минуты, а на другом – задерживается на 10.
При помощи данных сайтов lun.ua и work.ua можно составить портрет потребителя. Для торговца мебели в массмаркете очень важно знать, где живет покупатель, какая у него зарплата. Соответственно – какую мебель ему стоит предлагать с точки зрения габаритности, функциональности и бюджета. А данные внутренней аналитики о поле, возрасте, источниках трафика, устройствах пользователя дополняют картинку отдельных категорий потребителя.
Данные сайта ukrstat.gov.ua позволяют составить некие прогнозы развития рынка и собственной компании внутри него. Например, можно увидеть динамику роста продаж мебели, сравнить прогнозируемый и фактический уровень инфляции, рост экспорта мебели и падение импорта.
И планы выхода на экспорт невозможно строить без анализа мирового рынка. В этом хорошо помогают Дорожная карта развития мебельной отрасли Украины, подготовленная Европейским Банком Реконструкции и Развития, а также статистическая информация в разрезе рынков, стран и даже отдельных компаний портала statista.com. Учебные пособия, подготовленные Украинской Ассоциацией Мебельщиков, об участии в международных тендерах содержат более подробную информацию о той или иной стране, куда стоит экспортировать мебель.
Google Customer Barometer завершит картинку потенциального потребителя как внутри Украины или другой отдельной страны, так и в целом по миру. Он показывает, чем руководствуется покупатель, принимая решение о покупке, где делает свой выбор, а где совершает покупку, как часто совершает покупки. А ведь это те самые подсказки, куда и как идти навстречу своему клиенту.