Почему ритейл-рынок Беларуси привлекателен для украинских предпринимателей

13.09.2017
3390

Один из учредителей компании «Дорчестер Ритейл Груп», которая развивает в Украине магазины голландского нижнего белья Hunkemoller, Сергей Гаврик в своей колонке рекомендует украинским ритейл-предпринимателям выходить на рынок Беларуси. В пользу этого решения говорят географическая близость, более высокая покупательная способность и отсутствие оптимизации налогов

Используя шахматную терминологию, именно в дебюте партии главное — в борьбе захватить пешками центр и получить перспективы развития фигур. Такую стратегию могут использовать ритейлеры в освоении рынка Беларуси и конкретно Минска!

Беларусь — страна возможностей, с выгодным месторасположением, развитой экономикой, великолепными порядочными работящими людьми, и украинские предприниматели теряют от того, что не присутствуют на этом рынке. В Беларуси есть и рынок интернет-торговли, хотя многие в нашей стране думают, что там «глушь».

Краткая справка: Беларусь формировалась 1000 лет под влиянием Литвы и Польши, и только последние 200 лет — под влиянием Российской Империи. Благодаря такой конфигурации люди, проживающие в Беларуси, отличаются от украинцев и русских. Белорусы — это западные балты с примесью славянской крови.

Население страны составляет 10 млн человек, есть программа Президента РБ по увеличению численности населения до 15 млн, и зная, что программы в стране выполняются, уверен, что так и будет. Население Минска составляет более 2 млн человек, второй по численности город — Гомель — 0,6 млн человек, далее города по 0,4 млн жителей: Брест, Могилев, Гродно, Витебск. В 2017 году бюджет Беларуси профицитный. ВВП на душу населения составляет около $18 000 (в Украине около $8500). Средняя заработная плата в Минске в августе 2017 года была $500 (что на 60% выше, чем в г. Киеве, где $300). Расстояние от Киева до Минска чуть больше 500 км, что сопоставимо с расстоянием от Киева до Львова, Днепра, Харькова и Одессы.

Рынок ритейла находится в стадии формирования, поэтому и считаю, что наши украинские коллеги могли занять свои ниши на нем. В 2016–2017 годах в Минске происходит бум открытий новых ТРЦ, а также на рынок выходят мировые игроки, такие как группа Inditex, LPP, другие. Можно выделить в г. Минске следующие ТРЦ, которые относятся к современным и качественным:

Мои фавориты — это, конечно, ТРЦ, открывшиеся в 2016–2017 годах, а также лидеры по товарооборотам:

  1. «Замок»
  2. «Галерея»
  3. «Дана»
  4. «Грин Сити»

Все перечисленные ТРЦ располагаются в разных районах Минска, имеют свою аудиторию, и между ними нет каннибализма. Конкуренция на рынке пока достаточно низкая, но наблюдается рост с приходом международных ритейлеров. Например, в 2017 году в ТРЦ «Галерея» открылся магазин RESERVED площадью 2000 кв. м, его оборот в месяц составляет $1 млн.

По нашему мнению, регионы Беларуси пока не готовы к развитию ритейла. Практика работы наших магазинов показывает, что товарооборот одного хорошего (брендового) магазина в Минске в качественном торговом центре сравним с суммарным товарооборотом 3–5 областных магазинов того же бренда.

Особенности налогообложения:

  • На сегодняшний день в Беларуси очень простая и облегченная процедура начала предпринимательской деятельности. Регистрация ООО занимает в среднем несколько часов (без учета подготовки документов). Основные документы для регистрации: заявление, устав, протокол собрания участников. В случае регистрации компании с иностранными инвестициями процедура и сроки регистрации не меняются, дополнительно к пакету документов требуется подтверждение легализации документов иностранного участника в РБ.
  • В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные. Ставка подоходного налога в 2017 году — 13%; размер взносов составляет 35% (28% на пенсионное страхование за счет организации + 6% на социальное страхование за счет организации + 1% на пенсионное страхование за счет работника). НДС — без НДС, 0%, 10%, 20% в зависимости от группы товаров. Ставка налога на прибыль — 18%. Украина: подоходный — 18%, военный сбор — 1,5%, ЕСН — 22%, НДС — 20%, прибыль — 18%.
  • Пошлины при ввозе товара на группу текстиль очень похожи в РБ и Украине — около 10–12%.
  • В целом видно, что налоговая нагрузка в обеих странах схожая, в Украине есть преимущество при уплате налогов на ФОТ (РБ=35%+13%=48% / Украина=22%+18%=40%).
  • Критическая разница между Беларусью и Украиной в том, что в Беларуси нет оптимизации при оплате налогов как при ввозе товаров на территорию РБ, так и при осуществлении продаж конечным потребителям. В Украине доля оптимизаторов критичная!

На мой взгляд, по очевидным причинам в Минске покупательная способность немного выше, чем в Киеве. Это связано со стабильной политической ситуацией, более высоким уровнем средней зарплаты и показателем потребительского настроения. В целом сегодня жители Беларуси расстаются с деньгами более легко, чем жители Украины. Если говорить об отличиях, то в РБ преобладает категория покупателей средний / средний плюс, в Украине больше высокий и средний минус / низкий. Например, в Беларуси ь лидеры по товарообороту — магазины группы Inditex (ZARA и пр.), LPP (Reserved), Next, Mothercare и т. д.

Арендные ставки в  Минске предлагаю рассмотреть на примере ТРЦ «Замок». Это сегодня площадка, которая обеспечивает лучшие товарообороты в стране:

  • для магазинов категории «детство» — 30 евро / кв. м в месяц, или 360 евро / кв. м в год;
  • для магазинов категории «нижнее белье» — 40 евро / кв. м, или 480 евро / кв. м в год;
  • для магазинов категории «косметика» — 80–100 евро / кв. м, или 960–1200 евро / кв. м в год;
  • определяющее значение при формировании арендной ставки имеет месторасположение магазина и этажность.

В Беларуси, как и в Украине, существует дефицит качественного персонала из-за того, что многие уезжают работать в Россию, Москву.

Поиск и отбор персонала осложнен текущей ситуацией на рынке труда — много слабых и некачественных кандидатов, которые были сокращены либо невостребованны ввиду низкой квалификации. В нашей группе брендов заработная плата торгового персонала состоит из окладной (гарантированной) части и мотивационной (KPI). Продавец — оклад $250 брутто, управляющий магазином — $400 брутто, бонусная часть составляет до 100%. Поэтому месячный ФОТ продавца равен $500, управляющего магазином — $800. Средний срок «жизни продавца» в магазине — 12 месяцев. 

Выводы:

  • Украинский предприниматель, который располагает стратегическими планами развития за пределами Украины, в приоритете может рассмотреть рынок Беларуси (даже больший приоритет, чем Казахстан, Россия и т. д.). Близкое расположение, порядочные люди, стабильное развитие экономики.
  • Если есть модель бизнеса, который может работать пока в одном городе, например Минске, можно рассматривать открытие от 3 до 10 магазинов. Минусом  является отсутствие перспектив развития в таких регионах Беларуси, как Гомель (расположен на украинской границе), Брест (на польской границе) или другие. После освоения рынка Минска можно рассматривать рынок ритейла Вильнюса, Риги, Таллинна.
  • Равные и прозрачные условия работы на рынке для всех операторов.
  • Я рекомендую начинать ритейл-бизнес в Беларуси, так как на сегодняшний день существует много свободных ниш, конкуренция в данной сфере только зарождается. Это подтверждается приходом в этом календарном году крупных мировых игроков Inditex и LPP.
  • Рассматривать при выходе на рынок партнеров, на которых можно возложить функции сопровождения за роялти. Например, компанию «Бонд Стрит», которая имеет 10-летний опыт работы на рынке Беларуси.

Справка о нашей компании, которая осуществляет операционную деятельность в Беларуси:

  • компания «Бонд Стрит» — пионер рынка ритейл-бизнеса в Беларуси, работает уже 10 лет;
  • в нашем пространстве на рынке РБ такие бренды: Mothercare — 14 магазинов, Next, Hunkemoller и 3INA — по 6 магазинов. Всего 32 магазина;
  • годовой товарооборот компании в 2017-м составит EUR15 млн.

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.