Как украинскому бизнесу заработать на росте популярности электромобилей

27.01.2016
11942

презентация Electrocars

25 января в «Часопысе» общественный деятель, предприниматель и соучредитель компании Electrocars Александр Кравцов рассказал о росте рынка электромобилей в мире и в Украине, о том, какие инфраструктурные решения для электромобилей существуют и какие возможности открывает этот новый тренд. Компания Electrocars предоставила Retail Community просчитанные бизнес-планы с приобретением авто для таксопарка и установкой электрозаправок в супермаркетах и ТРЦ

Сейчас в мире насчитывается около 1 млн электромобилей. В 2015 году этот рынок вырос в среднем на 50%: в ЕС количество проданных электроавто составляет 300 000 штук, в Китае  250 000.

За 2015-й в Штатах было продано 407 530 электроавто, это около 0,67% всех продаж автомобилей. 

Китайская компания Faraday Future заходит на американский рынок и уже «наступает на хвост» Tesla. Они предлагают концепт мультиразборного шасси — своеобразный конструктор, который позволяет выбирать тип кузова (седан, хэтчбек), увеличивать размеры, базу авто, количество аккумуляторов. Глядя на то, как соревнуются автопроизводители, становится понятно, что эра бензиновых машин заканчивается. Первым начал соревнование Nissan: в 2010 году он выпустил Leaf, который попал в зону доступных по цене авто, но с маленьким пробегом.

Мы понимаем, что электроавтомобили станут доступными, когда попадут в зеленый квадрат на схеме.

Model 3, выпуск которой анонсировал Илон Маск, выйдет в ценовом диапазоне до $25 000 и с пробегом на одном аккумуляторе до 150–200 миль. Завод, который строит компания, позволит выпускать 500 000 машин в год, и в 2017-м автомобиль станет массовым.

На сегодня в мире продано 201 991 Nissan Leaf и 107 148 Tesla.

 

В США действует государственная программа Tax Credit, согласно которой правительство компенсирует треть стоимости электромобиля. Leaf, за который в Украине просят $35 000, в штатах стоит $25 000.

 

Рост рынка электромобилей и расширение инфраструктуры в Норвегии является показателем популярности тренда и в Европе. В декабре Голландия догнала Норвегию по количеству гибридных, подсоединяемых к электрике авто. Китай очень быстро догоняет Штаты. В 2015 году ему не удалось стать лидером, но уже скоро китайцы станут наиболее массовыми производителями и потребителями электромобилей. Эта страна с мизерными запасами нефти ищет пути, как стать энергонезависимой. К тому же в Китае очень большой уровень загрязнения окружающей среды, и несколько лет назад даже скутерам запретили въезжать, если они не имеют электрического двигателя. Сначала там был бум на электрические скутеры и велосипеды, сейчас электровелосипеды приходят к нам. Если говорить о производстве электрокаров, то один из китайских производителей, который поставлял электроавтобусы на европейский рынок, начал производить электромобили.

В украинских цифрах не хватает нулей, но они растут. В Украине зарегистрировано 400 электромобилей, что составляет 1% от общего рынка зарегистрированных авто, без учета продажи б/у. В 2015 году в Украине было зарегистрировано 45 000 автомобилей.

Число зарядных станций также растет. Год назад в Украине было несколько зарядных станций. «ОККО» открыла 34 зарядные станции, это прошло по СМИ, и все думали, что их достаточно. Но только те, кто имели Nissan Leaf и пробовали проехать по Украине, понимали реальный дефицит. Мы пробовали проехать из Киева в Одессу — получился экстрим-тур с тягачом. Без проблем мы съездили в Ровно, но остановились на пути в Одессу и искали грузовик, который бы дотянул нас до ближайшей станции.

Инфраструктура появилась, но ее недостаточно. В Киеве чувствуется, что места, где можно зарядиться, появляются каждый день. Это не зарядные станции, это просто розетки (на карте обозначены другим цветом, домики). Но даже обычная розетка зарядит авто за восемь часов работы в офисе.

 

В Украине можно построить бизнес на электромобилях, сейчас отменили пошлины и растет инфраструктура.

Варианты бизнеса — это такси и пассажирские перевозки. У нас в Украине есть пока всего один таксист на электромобиле в Одессе, ему вполне хватает объема зарядки на небольшой город. Он сам организовал подзарядку в Одессе. Полный заряд для Nissan Leaf  восемь часов от обычной зарядки.

По расходам на машину использование электрокара несравнимо с авто с двигателем внутреннего сгорания: расходы на топливо за год составят всего 2 000 грн, а ТО обойдется около 1 000. Затраты на традиционные автомобили насчитывают около 40 000 грн в год.

На Nissan Leaf действует гарантия на восемь лет на 100 000 миль. Производитель говорит, что батарея не утратит больше 20% за этот срок. Наш короткий опыт пока подтверждает эти цифры.

В следующем году Tesla построит два суперчарджера в Украине. Это станции суперскоростной зарядки: они укорачивают время полной зарядки до 1,5 часа. Раньше автомобили других производителей не могли заряжаться на зарядках от Tesla, но недавно у них на сайте появился переходник. Период окупаемости таких зарядок составляет пять лет.

В Украине есть масштабная проблема с подключением к электросети (это касается не только электрозаправок, но и, например, катков, других электрозатратных проектов). У нас есть дисбаланс по энергопотреблению и значительный провал по потреблению ночью, когда электростанции не знают, куда девать энергию. Ночная зарядка электрокаров могла бы сбалансировать потребление электроэнергии.

Наши компании не готовы к окупаемости через пять лет. «ОККО» рискнула, а Wog пока нет. Мы надеемся, что они станут второй сетью электрозаправок. Цена суперчарджера составляет EUR30 000. Голландия вся покрыта такими зарядками. Одна из компаний  FastNed запустила продажу месячного абонемента на заправку и предоставила возможность положить на счет деньги. Они привлекли инвесторов, которые готовы ждать 3–4 года.

Александр Гребенник, региональный директор по развитию компании «АвтоЭнтерпрайз», которая в октябре на парковке ТРК «Проспект» установила ультраскоростную двухпортовую электрозаправку, говорит, что для зарядок месторасположение в ТРЦ идеальное по нескольким причинам.

«Вы поставили машину, и у вас есть чем заняться: шопинг, прогулка, кинотеатр, тренажерный зал. Второй плюс  мы ставим заправки, которые максимально быстро из всех присутствующих на рынке Украины заряжают машины. Это заправки производства Nissan, которые комплектуются в Украине силами компании «АвтоЭнтерпрайз». Они могут заправлять автомобиль за два часа», — рассказывает Гребенник.

По его словам, сейчас случаются и очереди на заправке, несмотря на то что она заправляет две машины одновременно. «Когда мы немного увеличим сеть, то запустим программное обеспечение, в котором будут отображаться все заправки и будет возможность удаленно записаться, чтобы не ждать в очереди. Другие пользователи увидят бронь и приедут позже. Это есть в Европе, в Америке. Стоимость зарядки входит в стоимость парковки. Опять же, водитель выберет этот ТРЦ, чтобы купить продукты или пойти в кинотеатр, потому что знает, что не потеряет время»,  говорит Александр Гребенник.

Электрозаправка в ТРЦ «Проспект»

«АвтоЭнтерпрайз» планирует в течение месяца-двух подписать договоры с 5–6 киевскими ТРЦ. Инвесторы компании закупили 2 000 заправок и работают над новым проектом  установкой электрозаправок в отелях. Гребенник утверждает, что есть постановление Киевсовета о том, что до 2020 года места общественного пользования, такие как парковки, рестораны, ТРЦ, большие жилые комплексы, обязаны установить заправки. 

Сооснователь Greencubator, соорганизатор конференций TEDxKyiv Роман Зинченко считает, что размещение электрозаправок в ТРЦ — хорошая идея. «Выгода для центра в первую очередь в чеке  чек собственника электромобиля намного интереснее, больше. Вторая выгода в том, что как только у вас на заправке появляются интересные машины без выхлопной трубы, они генерируют внимание, особенно если это Tesla или электрический Porch», — отмечает Зинченко.

По словам Александра Кравца, в Украине пока нет скоростных, а тем более ультраскоростных зарядок. "То что поставили "АвтоЭнтерпрайз" в ТЦ Проспект - это зарядка электромобиля за 4:00",- говорит Александр. 

Компания Electrocars разработала два бизнес-плана.

Бизнес-кейс 1

Зарядка Supercharger при супермаркете или ТРЦ

Supercharger case  модель прямого бизнеса на скоростных зарядках электромобилей с инвестициями$330 000. Период окупаемости составляет 2–3 года. 

Supercharger:

Charging infrastructure case  модель косвенного бизнеса, когда супермаркет или ТЦ привлекает клиентов на электромобилях и зарабатывает на основном бизнесе. 

Инвестиции  от $1 500 до $60 000. Период окупаемости составляет 2–3 года. При инвестициях в $60 000 за пять лет до плюс 1 000%. 

Charging infrastructure:

 Бизнес-кейс 2

Служба такси  с покупкой суперчарджера и без

Ниже рассмотрены две бизнес-модели: первая  Leaf-автомобили, а вторая  Leaf-автомобиль плюс приобретение ChaDeMo (скоростная зарядка Supercharger). Когда мы приобретаем 10 машин, затраты составляют $254 000, в колонке Payback (PB) указано количество месяцев, за которые окупится проект, NPV показывает, сколько денег принесет проект каждый год работы. На пятый год в проекте с приобретением только авто Leaf наступит точка окупаемости инвестиций, а потом нужен год, чтобы начать получать прибыль. Во втором проекте, при приобретении зарядки стоимостью $7 000, машины могут проезжать больше километров и перевозить больше пассажиров. Период окупаемости в таком случае уменьшается до 55 месяцев (4,5), на пятом году уже прибыль $17 000.

 

 Записала Дарья Златьева

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.