Нейронные сети, которые изучают потребителя, микромаркеты и безналичные системы оплаты: куда движется рынок вендинга

25.11.2021
669

Фото: Depositphotos

В сегодняшних реалиях рынок начал стремительно трансформироваться, пробуя новые подходы и меняя старые привычки и правила. Люди ушли из офисов, кафе и рестораны запустили доставку и еду на вынос, e-commerce стал более персонализированным, а сфера доставки и вовсе стала отдельной огромной нишей. А что стало с вендинговым бизнесом, которой является более статичным и привязанным к ежедневным маршрутам клиентов в конкретных местах? Как этот рынок сейчас себя чувствует и что с ним будет дальше? Или может не все так плохо и есть даже место для инноваций? Основатель инвестфонда Etrima Александр Швец, с портфельным активом Neuroshop.tech (компания по разработке и интеграции решений в сфере ритейла самообслуживания и автономных точек продаж без персонала), в колонке для Retailers рассуждает на тему как и куда движется рынок вендинга, как он устроен, какие сейчас есть вызовы и перспективы для его развития.


Влияние COVID-19 на психологию потребления и отношения к вендингу 

В начале этого года Европейская ассоциация вендинга (EVA) опубликовала новый отчет о влиянии Covid-19 на вендинг. Обновленные результаты отчета демонстрируют заметное улучшение для вендингового бизнеса, но текущее влияние ограничений до сих пор остается серьезным. Отчет основан на опросах торговых операторов и поставщиков (производители, поставщики ингредиентов и платежных решений) в 15 европейских странах.

Так, 48% операторов увидели сокращение оборота в сентябре 20-го на 21-40%. Это значительное изменение, по сравнению с апрельскими убытками, когда у большинства (58%) потери оборота составляли 61-99%. Основной причиной потери операторами клиентов в течение обеих отчетных периодов стал перевод сотрудников офисов и бизнес-центров на удаленку. Но уже в осенний период 43% операторов запланировали инвестиции на основании показателей продаж по сравнению с весенним периодом (33%), что вызывает некоторый оптимизм. 

Среди главных вызовов, стоящих перед поставщиками и операторами, названо увеличение количества сотрудников, работающих на дому. А среди перспектив вендинга, операторы выделяют возможность стать альтернативой крупным столовым и кафетериям в компаниях.

Альтернатива корпоративному питанию 

Это востребованное направление, которое позволяет размещать как маленькие, так и большие холодильники в офисах конкретных компаний. Но и размещение таких автоматов должно быть продуманным заранее, поскольку в первый локдаун некоторые владельцы парков вендинговых аппаратов в бизнес-центрах сообщали об уменьшении прибыли до 90%.

Следовательно, размещение таких автоматов более уместно в больших компаниях и даже корпорациях, где есть постоянный поток клиентов. Важно также учитывать специфику и род деятельности самой компании, например, в IT- компаниях, где большее количество людей работает удалённо, вендинговые автоматы вряд ли будут приносить хорошую прибыль.      

Безналичные системы оплаты 

Согласно прогнозам организации ResearchAndMarkets, глобальный рынок вендинговых автоматов в 2020-м году оценивался в 134,4 млрд долл., а к 2027-му году будет стоить 146,6 млрд долл. Самыми популярными тенденциями рынка станут мобильные платежи и создание микромаркетов.   

Практика безналичной оплаты уже активно применяется и на рынке СНГ последние пару лет. В частности, на рынке Украины уже практикуют эту технологию при помощи специально разработанного приложения, к которому клиент привязывает свою карту. Это быстрорастущий тренд.

Подобная практика работает следующем образом. Производители вендинговых автоматов создают свои мобильные приложения (для IOS и Android), которые позволяют привязывать номер карты и самостоятельно управлять холодильником. А при помощи нейросетей, анализирующих данные с камер на полках, RFID-сканеров или же весов, которые дают сигнал, холодильник распознает, какой именно товар человек взял с полки и затем списывает сумму с его карты. 

Это намного удобнее старого подхода (имею в виду практику, введенную несколько лет назад), который заключался в том, что нужно было сканировать QR-код и вводить во всплывающем окне смартфона код определенного товара, а после подтверждать его, нажимая на кнопку на самом автомате.   

Трансформация в микромаркеты 

Одно из перспективных направлений вендинга – создание полноценных автономных станций самообслуживания с обеспечением возможности бесконтактной оплаты. К примеру, уже сейчас производители, как в США, так и в СНГ, размещают в холлах БЦ не только один холодильник, но и целые комплексы в дополнении с микроволновкой, кофемашиной и стеллажами. И всеми этими процессами можно управлять при помощи мобильного приложения.

Согласно отчету Automatic Merchandiser о состоянии отрасли за карантинный 2020-й год, среди лидирующих категорий питания остаются 3 неизменных: холодные напитки, еда и сладости. А среди компаний, в которых работает менее 50 человек, 52% имеют свои микромаркеты, а это в 2 раза больше, чем в 2019-м году. Правда, доля компаний, в которых работает свыше 250 человек и есть свои микромаркеты, составляет чуть более 5%, что говорит об актуальности таких бизнес-моделей, прежде всего, в небольших компаниях. Там микромаркеты заменяют полноценную кухню, с обустройством которой, как правило, всегда возникают сложности в маленьких организациях.  

Изучение поведения потребителя и нейронные сети 

Сейчас производители вендингов устанавливают на самих холодильниках либо рядом с ними камеры, которые при помощи компьютерного зрения распознают посетителей и формируют подробную статистику: пол, возраст, поведение, время покупки, какой товар был куплен и тд. 

Игроки нашего рынка также начали использовать нейронные сети для изучения собранной информации. Эти данные передаются нейронным сетям в виде датасета. Они анализируют поведение потребителей, их вкусовые предпочтения и составляют рекомендации: какие блюда лучше поставлять и в какие дни, на какую полку их ставить и в каком порядке и тд.

Полученную статистику можно также использовать для таргетированной рекламы в соцсетях и внешней рекламы на самом холодильнике или в помещении, где он стоит. Также, при помощи методов машинного обучения, вендинговые автоматы смогут изучать предпочтения конкретного потребителя и предлагать ему релевантные позиции при следующей покупке, в виде скидки во всплывающем окне на экране смартфона. 

Сейчас уже начала применяться технология, которая позволяет фиксировать данные на камерах с полок до открытия и после закрытия холодильника и передавать их на удаленный сервер. На нем обученная нейросеть определяет количество товаров и сравнивает оба состояния. Недостающий товар автоматически попадает в корзину покупателя, после чего списывается оплата с карты. 

Кроме того, вышеупомянутая система наблюдения используется и для обеспечения безопасности: если посетитель пытается украсть товары или повредить оборудование, она автоматически предупреждает об этом владельца магазина.

Мобильность вендинга    

Это скорее не тенденция, а перспектива развития клиентского опыта. К примеру, человек, работающий дома, может спуститься в подъезд и взять еду в вендинговом автомате. Конечно, пока это только возможное направление, так как велика вероятность того, что людям на удаленке намного легче заказывать доставку еды из магазинов и ресторанов или же доставку готовых рационов. Но, кроме этого, подобная гибкость и мобильность вендинговых автоматов позволяет предоставлять услуги не только в подъездах жилых домов, а и на различных мероприятиях, как публичных (конференции, митапы, корпоративы и тд), так и личного характера (день рождения за городом и тд.). Более того, во времена карантина и различных ограничений, курьеры могут наполнять продуктами вендинги, расположенные в жилых домах, избавляя жителей от необходимости ходить по магазинам.

Сейчас на рынке мы видим много положительных тенденций с хорошими перспективами, а также значительное влияние и применение новых технологий, так что прогнозы на будущее отрасли остаются оптимистичными.

Фото: Depositphotos 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.