Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как перевести продажи в онлайн: 5 «граблей», которые лучше обойти заранее
Фото: ContentUA
Карантинные ограничения заставили диджитализироваться многих продавцов, которые до сих пор работали только или преимущественно в офлайне. Если раньше переход в онлайн занимал месяцы, то в пандемию компании укладывались в две-три недели. При таких темпах не обойтись без ошибок и просчетов. Вначале они могут быть незаметны, но скоро обернутся серьезными сложностями и затратами. В колонке для Retailers специалисты агентства комплексного диджитал-маркетинга Content.UA и веб-студии Applemint, дали советы, как ритейлерам перевести продажи в онлайн без особых потерь.
Ошибка 1. Разрабатывать сайт без диджитал-маркетинговой стратегии
Вот один из свежих кейсов. Клиент — интернет-магазин, принадлежащий крупной офлайновой торговой сети. Владелец решил сделать онлайн-площадку самостоятельным проектом и пришел в Content.UA за диджитал-маркетинговой стратегией и SEO-продвижением.
В свое время магазин создавали, не возлагая каких-то особых планов, поэтому собрали его по шаблону на одной из платформ для создания интернет-магазинов. Однако магазин быстро перерос возможности шаблона. Мы начали разрабатывать стратегию и столкнулись с тем, что не можем настроить ни e-commerce аналитику, ни рекламные кампании — возможности шаблонной CMS не позволяют.
Это достаточно частая история. На старте собственнику кажется, что главное — быстро запустить площадку и начать продавать. А стратегию и план развития можно отложить на потом.
Но делать сайт, не опираясь на стратегию — это как строить дом наугад, без архитектурного проекта. Нервно, дорого и гарантированно придется переделывать.
Исходя из стратегии, вы понимаете:
-
кто ваши покупатели;
-
как управлять поведением пользователей на страницах;
-
какой функционал нужен сайту уже сейчас, а какой понадобится через год-два-три, но его нужно заложить при разработке.
Качественная стратегия включает в себя структуру сайта, разработанную SEO-специалистом. Опираясь на нее, разработчик сделает сайт, который будет хорошо индексироваться в поисковых системах и собирать целевой трафик.
Ошибка 2. Выбрать движок без прицела на будущее развитие
Когда заказчик недостаточно четко понимает, чего хочет от сайта, либо если бюджет невелик, а магазин нужен «на вчера» разработчики могут предложить использовать конструктор сайтов.
Речь о SaaS-платформах для интернет-торговли. Каждая из них — это набор готовых шаблонных решений для интернет-магазинов. Работать с ними действительно просто, но простота может оказаться ловушкой.
-
Если ваш бизнес перерастет возможности «конструктора», вы не сможете дописать нужный блок. Можете использовать только функционал платформы.
-
У шаблонных сайтов ограниченные возможности для внедрения новых технических заданий по поисковой оптимизации.
-
Модули коробочных решений могут быть уязвимы, а платформы подвержены d-dos атакам.
-
Вы не можете кастомизировать дополнительную выдачу товаров, чтобы тем самым увеличить чек каждой покупки. Блок «С этим товаром покупают» наполняется автоматически, и алгоритмы далеко не всегда работают так, как вам нужно.
-
В плане оформления сайта ваши возможности тоже ограничены. Вы не можете реализовать какие-то серьезные дизайнерские решения. Максимум — это «поиграть со шрифтами», увеличить или передвинуть картинку товара. Шаблон есть шаблон. Ваш магазин становится похож на десятки других и изменить это вы не можете.
Как выбрать подходящую CMS-систему?
CMS-система — это движок, на котором работает сайт. От нее зависит, насколько широкий функционал вы сможете реализовать у себя в магазине. Посоветовать CMS под ваш запрос — задача разработчика. Он должен глубоко пробрифовать заказчика, выяснить, какой планируется функционал, каковы перспективы развития. И, исходя из этого, подобрать систему, которая максимально отвечает задачам бизнеса.
Сложность в том, что заказчики сами не до конца знают, что хотят внедрить на сайте. Чаще это разговор о фишках, которые хотелось бы иметь, или которые понравились у конкурентов, а не о том, что действительно нужно в конкретном случае.
Здесь может помочь, если в брифе участвует не только заказчик, но и маркетолог, который разрабатывал стратегию. Заказчик четко понимает свои цели, маркетолог знает, что должно быть на сайте, чтобы этих целей достичь, и ему проще донести это разработчику
Маркетолог в этом диалоге выступает еще и коммуникатором — переводит с «программистского» на «клиентский». Тем самым снимает частую и острую проблему взаимопонимания между клиентами и разработчиками.
Ошибка 3. Проигнорировать подключение CRM-системы
CRM-система — это программа, которая фиксирует и систематизирует все клиентские обращения. С ее помощью вы автоматизируете рутину и можете на порядок эффективнее выстраивать отношения с покупателями. То ли в спешке, то ли из экономии бизнесы иногда решают, что учет обращений и клиентов можно вести вручную в Exel-табличке. В результате работа с лидами идет хаотично. Многие из них остаются необработанными и уходят к конкурентам. Настройка ремаркетинга и допродажи становятся громоздким и трудозатратным мероприятием.
При ручном управлении практически невозможно отследить клиентский опыт каждого покупателя, тогда как CRM делает это автоматически.
CRM нужна, в принципе, любому бизнесу. У вас может быть полтора клиента в день, и менеджер может легко справляться с обработкой заказов. Но если вы нацелены на рост, подключайте и осваивайте ее уже сейчас. Отказавшись от нее, вы лишаете свой магазин возможности расти и увеличивать обороты.
Ошибка 4. Неудачно выбрать разработчиков для сайта
Как выбрать разработчика и выстроить с ним продуктивные отношения?
Это достаточно стрессовый вопрос, особенно если вы далеки от темы создания сайтов.
-
Лучший вариант — опираться на рекомендации тех, кто сотрудничал с конкретным исполнителем и остался доволен результатом. Но, справедливости ради, это тоже не 100% гарантия качества.
-
Смотрите на кейсы, особенно похожие на то, что вы хотите получить в результате.
-
Перед стартом разработчик должен вас подробно расспросить и понять, что вам нужно. Обращайте внимание на то, как он задает вопросы. Поверхностно и по шаблону, или каждый вопрос дополнительно развивает вглубь, докапывается до нюансов? Предлагает ли варианты решения?
-
Понимаете ли вы язык, на котором говорит разработчик? Старается ли он донести вам технические моменты так, чтобы вы четко понимали, о чем речь?
В идеале обращаться не к одиночкам-фрилансерам, а в веб-студию. Там между заказчиком и исполнителем есть связующее звено — проджект-менеджер. Он делает так, чтобы разработчик четко понимал, что нужно реализовать на конкретном проекте, а заказчик на человеческом языке получал информацию о том, что именно происходит с его сайтом.
Как выстроить взаимодействие с разработчиком?
В идеале схема работы выглядит так:
-
Вы заполняете Бриф. Затем разработчик созванивается или встречается с вами и обсуждает вопросы, которые возникли после заполнения Брифа.
-
SEO-специалист разрабатывает структуру сайта, опираясь на цели, поисковые запросы/тренды и сайты конкурентов.
-
Опираясь на рекомендации SEO-специалиста, создается контент для всех страниц. Штатные специалисты по SEO и контенту есть далеко не у всех заказчиков. Тем, у кого их нет, мы предоставляем своих. Это даже удобнее, когда все работы выполняют члены одной команды.
-
Исходя из структуры, контента и целей проекта разработчик оценивает работы по созданию сайта. На этом этапе (и не ранее) это можно сделать наиболее адекватно и точно.
-
Разработчик совместно с маркетологом клиента составляют ТЗ (техническое задание) для сайта.
-
Подписывается договор, согласно которому разработчик гарантирует внедрить все, что содержится в ТЗ.
-
Оплата разработки обычно происходит в 2-3 этапа. Проводите последнюю оплату, только когда убедитесь, что сайт готов и полностью соответствует техзаданию.
-
Веб-дизайнер разрабатывает внешний вид страниц, верстальщик реализует их в пространстве сайта.
-
В работу включаются программисты. Благодаря им страницы становятся не просто картинкой, а начинают работать.
-
Сайт размещается на выбранном хостинге и домене.
-
Разработчик обучает команду заказчика работать с сайтом и процесс запускается.
Техническое задание — важный этап. Не пренебрегайте им. Оно сберегает вам столько денег, времени и нервов, что экономить на нем просто неразумно.
Ошибка 5. Заказать наполнение сайта непрофильным специалистам. Не синхронизировать работу разных участников процесса
Иногда наполнить сайт контентом поручают тем, кто его создавал: разработчикам, seo-специалистам и т. д. В результате вы получаете сайт «для роботов». Безжизненные тексты, сложные угловатые формулировки, грамматические и стилистические ошибки. Технически «заточенные» страницы могут даже неплохо индексироваться в поисковиках. Но людям на них будет некомфортно и они будут уходить без покупок.
Поручайте контентное наполнение интернет-магазина профильным специалистам. Редакторы и копирайтеры в работе опираются на исследование аудитории из диджитал-маркетинговой стратегии. Они понимают боли и задачи ЦА, поддерживают единую стилистику и тональность текстов
Они точно знают:
-
как с помощью контента управлять вниманием пользователей;
-
какие типы контента нужны на разных страницах;
-
как закрывать вопросы и боли клиентов и подводить их к покупке;
-
как сбалансировать на странице человечные тексты и seo-ключи, по которым будет приходить трафик.
Другая история — когда над сайтом работает не команда, а разрозненные специалисты. Дизайнеры рисуют интерфейс, seo-специалисты составляют ТЗ, копирайтеры пишут тексты. В итоге текст не помещается в прототип, а уменьшить его невозможно, потому что тогда не поместится половина поисковых ключей.
Чтобы этого избежать:
-
планируйте работу так, чтобы все процессы были согласованы;
-
выставляйте четкие ТЗ для текстов, прототипов и изображений;
-
в процессе работы тестируйте, как все элементы ложатся в пространство страницы.
Это достаточно сложно организовать, если над проектом работают разрозненные сотрудники и вы — единственное связующее звено между ними. Гораздо продуктивнее строится работа, если интернет-магазин создает команда, в которой есть сразу и разработчики, и редакция, и SEO-специалисты, и специалисты по прототипам, и дизайнеры. Либо, как вариант, если это разные команды, но они работают в партнерстве и могут согласовывать свои действия без постоянного участия заказчика.
Если у вас большой, узнаваемый в офлайне бренд, имейте в виду, в онлайне вы тоже вырастете достаточно быстро. Поэтому не ограничивайтесь полумерами при разработке магазина. Заказывайте движок, который выдержит ваш рост и расширение. Используйте CRM-систему, чтобы уже со старта систематизировать работу с клиентами. Найдите разработчика, с которым вы готовы работать вдолгую, потому что сайт нужно не только создать и запустить, но и регулярно поддерживать его в полете.
Если вы только начинаете продавать в онлайне, бюджеты у вас невелики, но амбиции и планы есть, MVP — первый «временный» магазин — можно собрать на конструкторе, или даже в маркетплейсе соцсетей. Но обязательно разработайте диджитал-маркетинговую стратегию, а затем и «постоянный» сайт, который будет отвечать всем вашим задачам, которые вы в ней наметили. Хороший разработчик поможет подобрать решения, которые подойдут вам по бюджету. И это точно будет дешевле, чем постоянное исправление ошибок и недочетов, которые образовались от стремления сделать быстро и дешево.