Взрывы в почтоматах: кто несет ответственность за безопасность клиентов и их посылок? Мнение юриста

19.08.2021
3621

Фото: Depositphotos

Рост e-commerce и пандемия COVID-19 способствуют спросу на технологии автономной доставки. Ожидается, что к 2024 году глобальный рынок почтоматов превысит $1 млрд. Недавно этот способ доставки начал набирать популярность в Украине. Свои сети почтоматов развивают такие операторы, как "Новая почта", Meest, или маркетплейс Rozetka.

Однако после того, как 29 июля в Киеве и Одессе произошли взрывы ящиков почтоматов, актуальными стали вопросы, связанные с ответственностью за безопасность жизни людей и материальной ответственностью за почтовые отправления. С этим Retailers помогла разобраться юрист Яна Титаренко, главный специалист ООО "Правовой центр" и руководитель юридического отдела ООО "Аспэр Трейд Лайн", которая рассказала, кто несет ответственность за безопасность почтоматов и клиентов, и какой процент должны тратить логистические компании на безопасность в своих отделениях.


Проблемы определения термина "почтомат"

К сожалению, украинское законодательство не успевает за стремительным развитием прогресса: определение термина "почтомат" в украинских нормативных актах не встречается. Например, Минэкономразвития определяет его как "автоматический почтовый терминал самообслуживания, в котором потребитель может в удобное для себя время получить посылку". В свою очередь, наряду с понятием "почтомат" встречается также понятие "автоматизированная почтовая станция", но это, по сути, это одно и то же.

В Верховную Раду, народными депутатами неоднократно подавался проект закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О почтовой связи "№4353 от 10.11.2020 года, который регламентирует термин "почтомат" и оказание услуг почтовой связи.

Кто несет ответственность за почтомат и почтовое отправление?

Почтомат является собственностью субъекта хозяйствования — почтомат-службы, которая принадлежит оператору почтовой связи в понимании ст. 1 Закона Украины от 04.10.01 г. № 2759-III "О почтовой связи". Согласно ч. 2 ст. 136 Хозяйственного кодекса Украины, собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего ему имущества.

То есть, ответственность за состояние и безопасность почтомата несет именно владелец имущества, или субъект хозяйствования, в данном случае — это почтомат-служба.

Какая предусмотрена ответственность за потерю или повреждение почтового отправления?

Защиту интересов граждан как потребителей, предполагает ст. 42 Конституции Украины и ч. 2 ст. 39 Хозяйственного кодекса Украины. Именно государство охраняет права потребителей и предоставление услуг.

Регулированию отношений потребителей-граждан с субъектами предпринимательской деятельности посвящен Закон Украины "О защите прав потребителей", который предусматривает применение административно-хозяйственных санкций в отношении правонарушителей.

Оператор почтовой связи за неисполнение или ненадлежащее исполнение услуг почтовой связи несет ответственность перед пользователями услуг почтовой связи в соответствии с законом (пункт 129 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 5 марта 2009 № 270 (далее — Правила).

Согласно части первой статьи 908 Гражданского кодекса Украины перевозки груза, багажа, почтовых отправлений осуществляется по договору. Каждый потребитель при оформлении почтовых отправлений заключает письменный договор на перевозку, подтверждением которого является чек или накладная. Кроме того, одним из главных условий данного договора является страхование почтовых отправлений. Поэтому важно указывать реальную стоимость почтового отправления, таким образом вы гарантируете и определяете стоимость страховой компенсации.

Перевозчик отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятых к перевозке груза, багажа, почты в размере фактического ущерба, если не докажет, что это произошло не по его вине (статья 924 Гражданского кодекса Украины).

Указанная норма предусматривает принцип виновности в случае ответственности перевозчика за утрату, недостачу, порчу и повреждение груза, который является общим для всех видов транспорта. Перевозчик несет ответственность за недостачу, утрату, порчу и повреждение груза только в случаях, когда он виноват в несохранности груза. При этом обязанность доказывания своей невиновности лежит на нем.

Следовательно, ответственность перевозчика построена по принципу вины и действует, как правило, презумпция вины обязанной стороны. Согласно пункту 127 Правил оказания услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе обжаловать неправомерные действия работников почтовой связи в порядке, установленном законом.

Операторы почтовой связи за утрату (повреждение) почтового отправления несут следующую ответственность:

  • за полную потерю регистрируемых почтовых отправлений (заказного письма, бандероли, почтовой карточки, уведомления о вручении почтового отправления), посылок и прямых контейнеров без объявленной ценности -возмещение стоимости услуг почтовой связи и штраф в размере 100 процентов стоимости этих услуг;
  • за полную утрату (повреждение) вложения посылки с объявленной ценностью, письма или бандероли с объявленной ценностью возмещения в размере суммы объявленной ценности почтового отправления, стоимости услуг почтовой связи и штраф в размере 25 процентов стоимости этих услуг.

Например, если во время взрыва ящиков почтомата, произошла полная потеря почтового отправления и клиент заранее при оформлении почтового отправления объявил его ценность, логистический оператор должен компенсировать полную стоимость поврежденного (утраченного) отправления и выплатить штраф.

Если произошел такой случай, а служба, которая обеспечивает обслуживание почтоматов, отказывается компенсировать понесенные расходы в соответствии с пунктом 127 "Правил оказания услуг почтовой связи", пользователь имеет право:

  • на получение информации о порядке и сроке предоставления услуг почтовой связи;
  • обратиться для защиты своих прав как потребителя в территориальный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей, а также в суд.

Не следует оставлять без внимания и право на возмещение морального вреда. Так, согласно статье 23 Гражданского Кодекса Украины лицо имеет право на возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения его прав. Размер денежного возмещения морального вреда определяется судом в зависимости от характера правонарушения, глубины физических и душевных страданий.

На фото: Яна Титаренко/ Фотография из личного архива спикера

Кто несет ответственность за безопасность жизни человека?

Когда появились почтоматы, их называли способом "безопасной доставки", но после того как произошли взрывы почтоматов в Киеве и Одессе, возникают большие сомнения.

После этих инцидентов, пресс-служба ООО "Новая почта" частично признала свою вину и решила использовать рентгенотелевизионные установки для проверки посылок на всех терминалах и в депо. Сейчас они есть только в Киеве и Львове. Также компания пообещала начать работать с кинологической службы и исключить отправление посылок через подставных лиц. Хотя уже давно законодательно определено, что служба доставки не должна принимать к отправке почтовые отправления, запрещенные к пересылке во внутренних почтовых отправлениях в соответствии с п. 32 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных постановлением КМУ от 05.03.09 г.. № 270.

Статьей 3 Конституции Украины, жизнь и здоровье человека признаются наивысшей социальной ценностью. Согласно ч. 1 ст. 1195 Гражданского Кодекса Украины физическое или юридическое лицо, причинившее вред увечьем или иным повреждением здоровья физическому лицу, обязано возместить потерпевшему заработок (доход), утраченный им вследствие потери или уменьшения профессиональной или общей трудоспособности, а также возместить дополнительные расходы, вызванные необходимостью усиленного питания, санаторно-курортного лечения, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход и т.п. (ч. 1 ст. 1195 ГК Украины).

Однако этого мало, почтомат-служба должна еще признать свою ответственность и юридически. Именно от этого зависит, когда и какую компенсацию получат пострадавшие.

Почтомат-служба должна нести ответственность за невыполнение обязанностей, вытекающих из гражданско-правового договора (ненадлежащее хранение имущества), то есть гарантировать безопасность пользования почтоматами.

Сколько компании должны тратить на безопасность?

Главная цель безопасности в компаниях заключается в том, чтобы гарантировать стабильное и максимально эффективное функционирование сейчас и высокий потенциал развития в будущем. Без достаточных финансовых средств невозможно функционирование системы безопасности предприятия, вопрос лишь в том, чтобы использовать их целенаправленно и с высокой отдачей для безопасности потребителей. Предприятия, независимо от форм собственности, или ФЛП должны тратить не менее 1-5% дохода на обеспечение безопасности.

Фото: Depositphotos

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.