В Facebook обсуждают сотрудничество Yakaboo с российским издательством "Альпина паблишер". Что происходит?

24.12.2019
924

blog.yakaboo.ua

В украинском Facebook сообществе разгорелась дискуссия после того, как онлайн-магазин Yakaboo объявил о сотрудничестве с российским издательством “Альпина паблишер”. Началась она в начале декабря, но активно обсуждаться тема  стала последние несколько дней, когда с критикой выступила сеть “Книгарня Є”, а также ветеран АТО, который призвал, в том числе, маркетплейс Rozetka отказаться от продаж книг российского издательства. Рассказываем, что произошло.


В конце ноября российское издательство “Альпина паблишер” начало работать в Украине и объявило имя официального партнера — им стал онлайн-магазин Yakaboo. Информацию об этом опубликовали некоторые СМИ.

В начале декабря профессиональное сообщество начало обсуждать это сотрудничество. Например, основательница издательства "Моя книжкова полиця" Наталия Моспан в своем посте подвергла критике сотрудничество Yakaboo с российским издательством. Она написала: "И в то время, когда наши отчаянные защитники продолжают умирать за нашу свободу, мы безответственно уступаем врагу на самом важном стратегически фронте — культурном", — отмечает Моспан. Она также заявила, что ее издательство прекращает сотрудничество с Yakaboo. 

Пика эта дискуссия достигла в последние несколько дней. Ветеран АТО Валерий Ананьев (69 766 подписчиков в Facebook) и конкурент Yakaboo “Книгарня Є” также выступили с критикой в отношении действий интернет-магазина, а именно — сотрудничества с российским издательством.

Ветеран АТО и Rozetka

Пост Ананьева, опубликованный 19 декабря, на сегодня собрал больше 7 000 лайков, его перепостили 3 600 раз. Валерий Ананьев призвал своих подписчиков бойкотировать сайт Yakaboo до прояснения ситуации. Интернет-магазин ответил в комментариях под постом, что считает несправедливым призыв к бойкоту, так как компания развивает рынок украинской книги на протяжении последних 10 лет — в онлайн-магазине 539 украинских издательств (это самый большой каталог среди ритейлеров). Ананьев опубликовал новый пост, в котором раскритиковал такой ответ Yakaboo (7300 лайков и 2400 перепостов).

В третьем посту, опубликованном 23 декабря, ветеран АТО, помимо прочего, обратился к компании Rozetka с просьбой оценить “целесообразность наличия у них книг, которые продаются с отметками российского издательства”. Владислав Чечеткин в комментарии под постом отметил, что вернется с ответом по этой теме. В итоге пресс-служба маркетплейса ответила в комментариях, что сайт Rozetka — это маркетплейс, с которым сотрудничают более 10 000 продавцов, чей суммарный ассортимент превышает несколько десятков миллионов товаров, им трудно уследить за всеми. “Мы однозначно считаем, что категорически недопустимо наличие подобной литературы в нашем ассортименте. В отдельных случаях, когда сторонние продавцы пытаются добавить что-то подобное на нашу платформу, пытается оперативно этот товар убрать”, — отмечают в пресс-службе Rozetka.

“Книгарня Є”

22 декабря на новость о сотрудничестве Yakaboo с российским издательством отреагировала книжная сеть “Книгарня “Є””. Однако в своем посту ритейлер не указал название конкурента. “Не секрет, что отныне главным каналом продвижения российской книги является крупнейший интернет-магазин Украины”, — говорится в записи на Facebook, которая набрала более 3 000 лайков, почти 600 комментариев и 1 000 репостов.

“Книгарня Є” утверждает, что читателя снова "русифицируют" введением русскоязычных аналогов украинских книг. По мнению компании, украинские издательства еще не настолько мощные, чтобы в полной мере конкурировать с российскими. 

В Facebook по поводу заявления “Книгарня “Є” высказались несколько известных людей.

Валерий Калныш, главный редактор “Радіо НВ”

Есть такая нехорошая вещь, когда не умея победить в бизнесе, ты начинаешь мочить конкурентов, обвиняя их в отсутствии патриотизма. Все началось с релиза “Книгарні Є”, в котором, не называя имен, в пророссийскости обвиняют книжный магазин Yakaboo. Кстати, почему не называет, мне непонятно.

В этом скандале, я уверен, больше денег (а точнее, их отсутствия), чем патриотизма. Нельзя "русифицировать" читателя, если у тебя отличные украинские книги. Нельзя обвинять в скидках, а самим проводить акцию 1+1=3. Нельзя все время жаловаться на слабость украинских издательств. Ведь все же сделали, что издательства просили: Ozon (российский интернет-магазин книг, — Ред.) закрыли, черный список книг ввели, книги российских издательств ввозить запретили.

Я категорически не согласен с тем, что кто-то вдруг решил присвоить себе монопольное право поучать патриотизму, думая, что только они являются носителями знаний про украинскую книгу и украинского читателя.

Глеб Гусев, главный редактор The Babel

Нужна регулярная рубрика: "в фейсбуке идет срач по поводу XYZ, а я не знаю, что мне делать, помогите".

Например:

— В фейсбуке идет срач: сеть книжных магазинов "Книгарня Є" обвинила интернет-магазин Yakaboo в предательстве национальных интересов, потому что тот посмел договориться о партнерстве с российским издательством "Альпина".

— Я чувствую беспокойство, и не знаю, что мне делать, помогите.

1. Вспомните, что самое крупное российское издательство — это не "Альпина", а конгломерат "Эксмо-АСТ" (издает каждую пятую российскую книгу).

2. Зайдите в интернет-магазин "Книгарні Є", вбейте слово "Эксмо" в строку поиска.

3. Полюбуйтесь на двести результатов в поисковой выдаче.

4. Еще разок перечитайте гневные посты работников магазина, писателей и просто возмущенной общественности. Но уже другими глазами.

5. Закройте Facebook.



Даниил Ваховский, экс-директор по маркетингу Uklon

Как вы знаете, какое-то время назад я очень интересовался книжным рынком и помогал разным проектам. История о том, как у нас разрушали этот рынок, достойна отдельного расследования.

Но сегодня наткнулся на телегу, которой, думал, уже в этой жизни не увижу. Книгарня "Є" выкатила высер, названный "заявлением" про "Российскую оккупацию книжного рынка" через магазин Yakaboo.

По мнению сетки, тайные агенты и прочие масоны делают подлые скидки на русскоязычные книги, от чего страдают бедные, не платящие НДС украинские издатели. “Є” вышла с ультиматумом к украинским издателям прекращать сотрудничество с Yakaboo, иначе их будут убирать с полок, не платить и так далее.

Для меня как покупателя книжного продукта на трех языках, это выглядит как агония. Вместо того, чтобы сделать нормальные магазины, в которых приятно находиться, решили подосрать новогодние продажи конкурентам методом бойкота и метания говна. Самое прикольное, что ждешь такого поведения от районных алкомаркетов-наливаек, а происходит оно на рынке, где люди вроде как интеллектуалами себя считают.

Я много лет был покупателем как книжного Є, так и Yakaboo, и не приемлю такие грязные подходы с манипулированием патриотическими чувствами.

Автор: Людмила Будина

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.