Новый подход: как изменилась логистика и формат магазинов сети "Фокстрот"

02.10.2019
2281

Фото: rau.ua

С февраля этого года сеть "Фокстрот" повторно начала проводить омоложение бренда, так как перед этим попытка, по заявлению СЕО сети, была неудачной. Топ-менеджеры рассказали вендерам и журналистам, что было сделано в компании за этот период с форматом и с логистикой.


 Юрий Полищук, коммерческий директор “Фокстрот”

Коммерческим директором сети Фокстрот назначен Юрий Полищук

Фото: rau.ua

За 11 месяцев прошедшего финансового года (начался в апреле 2018 года), компания потеряла 0,8% доли рынка.

В феврале был запуск обновления компании, пришла новая команда. За прошедшие 6 месяцев прирост рыночной доли составил 1,4%. Это только начало трехлетнего периода – потому что все изменения, которые переживает компания, в полной мере окажут свой эффект в течение этого времени.

Несколько форматов

За последние три года многие участники рынка техники и электроники экспериментировали с разными форматами. Поэтому уровень магазинов в Украине выше, чем во Франции, Италии или Испании. Теперь пришла очередь “Фокстрот” представить свой новый формат.

За 25 лет существования компания открывала много форматов. Сеть была очень “разная”. Мы поставили задачу сделать ее понятной для потребителя.

В результате мы остановились на пяти форматах (в зависимости от населенного пункта):

  • максимальный (площадь 1100 кв.м. и выше);

  • оптимальный плюс ( 950 кв.м. и выше);

  • оптимальный (800 кв.м. и выше);

  • минимальный (550 кв.м. и выше);

  • минимальный минус (менее 500 кв.м.).

То есть формат магазина определяет не его площадь, а месторасположение. К примеру, магазины максимального формата могут открываться в городах миллиониках, в его ключевых ТЦ, которые обслуживают не отдельно взятый микрорайон, а целый город.

Второй фактор, который учитывался при разработке формата – это ассортимент, а точнее, “посадочное место” для каждого товара. Таким образом, мы связали коммерческую и ассортиментную политику, площадку и то, что видит потребитель.

На 4 месяца мы заморозили развитие, пока разрабатывали формат. Пилотный магазин был открыт в Броварах. Были недочеты, но в целом результатом остались довольны. С того времени были открыты все форматы, кроме максимального. Но уже в ближайшие месяцы он будет открыт в Киеве.

Матрица бренд-зон. Будем развивать бренд-зоны, потому что здесь сходятся интересы трех сторон: потребителей, которые получают более широкий ассортимент, вендоров, которые демонстрируют товар, который не попал в матрицу и сети, которая с помощью бренд-зон может увеличивать продажи и маржинальность.

Значительно расширили интернет-матрицу. Количество товаров в интернет-матрице приближалось к 0. Это та вещь, которая подчеркивает омниканальный подход. Для того, чтобы интернет-матрица хорошо работала, нужна скорость логистики. Покупатель не хочет ждать 2-3 дня, он может ждать максимум – 1 день. Поэтому для того чтобы матрица работала, важно чтобы товар доставлялся потребителю на следующий день в любой точке Украины.

С помощью интернет-матрицы, магазин даже самого минимального формата, который находится в самом удаленном месте Украины, может оперировать ассортиментом магазина самого максимального формата, который находится в Киеве. Но кроме этого у него еще есть возможность продавать товар из интернет-матрицы. Это еще столько же ассортимента, сколько у нас сосредоточено в самом максимальном формате.

Прайс поставщика и отмена предоплаты за товар. Он уже работал в “Фокстрот”. Но сейчас мы поставили несколько целей: чтобы товар от поставщика до клиента доезжал за 3 дня; гарантировать высокий уровень сервиса и фиксировать цены, которые он видит на сайте; отменить предоплату за этот товар.

Отмена предоплаты является очень важным и достаточно сложным в реализации подходом, поскольку для того, чтобы иметь возможность это сделать, нужно организовать обратную логистику.

Дальнейшие планы

К апрелю следующего года хотим открыть еще 25 обновленных магазинов (к существующим 10). После этого в наших планах каждый год открывать не менее 40 обновленных магазинов. Этот показатель может быть перевыполнен и через 2-3 года вся сеть “Фокстрот” будет иметь новый образ (сейчас сеть насчитывает более 160 магазинов – Ред.)

Сконцентрируемся на качестве консультации. Это долгосрочная стратегия “Фокстрот”. Качество консультации зависит от продавцов, а также от промоутеров – персонала поставщиков, которые находятся у нас в магазине.

Рост отдачи от новых магазинов. Магазины выходят на свою полную мощность на этапе от 6 до 12 месяцев с момента открытия. Поэтому мы будем применять все усилия для того чтобы максимально раскрыть потенциал нового формата. 

Рост eCommerce и удаленных продаж в магазине. 

Ценообразование. Рынок в Украине весьма конкурентен. Мы хотим изменить эту парадигму. Сейчас сети соревнуются, кто больше заработает маржи, а кто больше даст скидки покупателю. Мы хотим применить новые инновационные методы и подходы к управлению ценами на основе искусственного интеллекта и machine learning.

Уровень дистрибуции в 90%. Мы достигнем этого показателя уже на этой неделе, но важно сохранить его в долгосрочной перспективе. Для этого мы внедрили программный продукт, который позволяет прогнозировать продажи, закупать и качественно распределять товар. 

Вадим Осинский, начальник управления логистики “Фокстрот”

Фото: rau.ua

2018 год был для компании годом логистики. Мы активно занимались реформами, перестроили массу бизнес-процессов как на складе, так и в магистральной логистике, создали четкие временные окна, по которым сейчас работаем. 

Магистральная логистика. Для наших магазинов действует три уровня сервиса, которые разбиты по суткам: 24 часа, 48 часов и 72 часа.

Первый уровень сервиса (сутки): Если клиент сделал заказ, в магазине, откуда он будет доставляться, параллельно отправке поступит аналогичный товар для восполнения ассортимента. Полгода по такому уровню сервиса работало 38 магазинов. Мы собираемся к “золотому кварталу” нарастить это количество до 82.

Своевременность доставки на данный момент составляет 98%.

Клиентская доставка “Фокстрот” доступна сейчас в 28 000 населенных пунктах. У нас три перевозчика, среди которых компания “Престо” – собственная компания группы “Фокстрот” (клиентская доставка с бесплатным подъемом на этаж), а также “Новая почта” и “Укрпочта”. 

Для клиентов существует 5 временных интервалов в 7 городах: Киев, Львов, Одесса, Харьков, Днепр, Запорожье, Кривой Рог.

Клиентская доставка Presto работает в 48 городах. Мы развиваем этот бренд и собираем наращивать развитие. В Киеве практически обновили автопарк, сейчас занимаемся регионами. 

PickUp. Летом он был в пилоте. Сейчас запускам полноценно. Сейчас время оформления заказа на сайте занимает 3 минуты. Но мы пойдем дальше, хотим свести это время до минуты или до 5 кликов.

Планы на ближайшее полугодие

С американскими партнерами был запущен проект JDA Fulfillment. В “Фокстрот” 4 года работал один модуль по прогнозированию продаж, но его эффективность была недостаточная, поэтому мы довнедрили модули закупок и модули распределения товара. Сейчас мы делаем первые шаги в этом распределении.

Логистический HUB. Легкое управление доставкой. В течение 1-2 минут мы сможем управлять сроками, тарифами, приоритетами, ограничениями по нашим клиентским доставкам, уровнем сервиса, реагированиями на действия конкурентов – это гибкое управление всеми заданными условиями и параметрами доставки. Этот проект пока тестируется, но будет готов к сезону.

Прайс поставщика. Главная задача – гарантированная доставка товаров из “прайса поставщика” сроком до трех рабочих дней.

“Ранняя пташка”. Доставка в утреннее временное окно с 06:00 до 09:00 в Киеве, Днепре, Харькове, Одессе и Львове. Эта услуга уже работает в Киеве. Спрос превзошел все ожидания. Сейчас в планах запускаться во всех городах-миллионниках.

Экспресс-доставка. До “Черной пятницы” хотим запустить доставку за 60 минут на базе собственной службы (pickup, адресная доставка) в Киеве и Днепре.

Записала: Людмила Будина

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.