Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Правила бизнеса Алены Гудковой, “Кураж Базар”. Выдержки из интервью Big Money
Евгений Черняк и Алена Гудкова Фото: gudkova_alyona, Instagram
"Кураж Базар” – самая известная киевская барахолка. Раз в месяц около 400 людей собираются в павильоне ВДНХ и продают свои ненужные вещи, винтаж, антиквариат, а также новые бренды и аксессуары. На событиях работает фудкорт, выступают музыканты, проводятся мастер-классы. До 50% от прибыли передается на благотворительные проекты. По данным UBB (Украинская биржа благотворительности) за годы работы “Кураж Базар” помог 40 проектам на сумму 6,6 млн грн. Несмотря на социальную составляющую, “Кураж Базар” – это коммерческий проект. Основательница проекта Алена Гудкова дала интервью ведущему проекта Big Money бизнесмену Евгению Черняку. Видео было опубликовано сегодня. Корреспонденту Retailers пришло уведомление на почту о публикации видео-интервью на канале Big Money. Приводим выдержки из интервью.
Идея барахолки возникла спонтанно. Я работала маркетинг-директором бизнес-центра “Форум” и начала раз в три месяца на волонтерских началах делать благотворительную барахолку. Муж сказал, что я трачу на это много времени, нужно это монетизировать и делать в удовольствие. Так и сделала, ушла с “Форума”, собрала команду, монетизировала и систематизировала бизнес в “Кураж Базаре”.
Мы работаем как бизнес, который отдает огромные суммы на благотворительность. В среднем, это 50% от прибыли. Но в этом году 95% прибыли мы реинвестируем в ВДНХ.
Мы сменили локацию (раньше “Кураж Базар” проводился на арт-заводе “Платформа”, сейчас на ВДНХ, – прим. Ред.). Мне захотелось, чтобы “Кураж Базар” стал аутентичным местом. Как эгоистичный человек, я создала место, где мне было бы самой кайфово проводить время, не в клубе до утра и не в парке.
Почему мы сменили локацию. Потому что арт-завод – это хаб, который принимает разные ивенты. Он унифицирует все события, которые там проводятся. Учитывая нашу концепцию, нашу публику, наш декор, мы очень хотели свое место. Хотели быть свободнее.
Руководство ВДНХ проявило к нам лояльность, заинтересованность в идее проекта. Не в монетизации, не в заработке, а в идее, в команде. Дали нам классные условия. Когда мы переехали на ВДНХ, я поняла, что мне нравится развивать государственные учреждения, это тоже kind of charity (вид благотворительности).
Фото: со страницы “Кураж Базар” в Fb
“Кураж Базар” – это не ивент, это комьюнити. Большая часть людей, которая приходит на наше мероприятие, знают меня лично. Наша основная валюта – это люди и репутация.
Раз в год мы проводим благотворительную барахолку и 100% прибыли передаем на благотворительность. Сегодня (интервью проходило в один из дней “Кураж Базара”, который проходил 25-26 мая, – прим. Ред.) к нам пришло 7 000 человек и на продаже билетов мы уже собрали 1, 05 млн грн. Косты (издержки) составляют около 1 млн грн, но у нас есть партнеры, которые помогают эти деньги собирать.
Например, сегодня у нас выступала эксперт по счастью Алла Клименко, она давала мастер-класс, после которого я разыграла среди гостей два завтрака с ней по 35 000 грн каждый.
Мы начали сотрудничество с Mononbank. В мае мы собрали 1 млн грн на кэшбэке. Также я горжусь партнерством с Good Wine. Мы стали первым фестивалем, где они со своим проектом BadBoy работают как бар. На прошлом мероприятии у них был оборот свыше 200 000 грн.
Считаю, что за Facebook нужно дать Нобелевскую премию. За то, как малый и средний бизнес вырос, благодаря Facebook и Instagram, нужно сказать большое спасибо. Сегодня любой человек с мозгами или с уникальным предложением, или даже с неуникальным может раскрутить свой бренд.
Репутация в соцсетях – это очень ответственная зона, за которой я лично слежу. SMM-щик, дизайнер подчиняются мне лично, я проверяю все посты.
Для меня важно работать с людьми, которые любят меня и любят мой проект. Для меня очень важен вопрос совпадения с людьми по ценностям. Я занимаюсь очень эмоциональной работой, отдаю сюда все деньги последние полгода, отдаю всю себя.
У нас есть конституция проекта и первое правило такое – “не работать с мудаками”. Для меня мудак – тот, кто идет против моей системы, пытается меня поломать, зачем с ним работать? Когда мы проводим социологические опросы, то 90% гостей “Кураж Базара” отмечают атмосферу. Эта атмосфера возможна благодаря принципиальному подбору людей. Например, когда сегодня начался дождь, все члены команды, вне зависимости от того, дизайнер это, SMM-щик, кладовщик, понесли людям дождевики.
Сейчас для людей, которые выбирают работу, очень важно иметь смысл, социальный аспект, кроме зарплаты. Финансовая мотивация больше не является первоочередной. Люди выбирают нас вопреки тому, что в других компаниях им предлагают больше денег.
Фото: со страницы “Кураж Базар” в Fb
По закону компании не имеют права передавать больше 4% на благотворительность, что само по себе тупо. У нас все деньги легализованы, но каждый раз это делать все сложнее и сложнее. Мы работаем через UBB (Украинская биржа благотворительности). Сейчас мы хотим отдать 100% прибыли и государство хочет, чтобы я положила еще 300 000 грн за то, что я помогаю государству. Считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы государство имело индивидуальный подход к тем или иным благотворителям.
У нас собирается очень осознанная публика. Кроме того, что мы выдерживаем четкий контент-план по музыке, по стилю, наша аудитория отличается от другой аудитории массовых мероприятий. Это феноменально, потому что далеко не все люди понимают наши месседжи. Когда мы говорим: “будь любим”, “будь открытым”, “помогай весело”, те, кто этого не понимают, не приходят к нам. Поэтому наша аудитория сильно отличается от других мероприятий.
Благотворительностью можно бравировать и пиариться только тогда, когда ты создаешь качественный продукт.
Мы открыты для обратной связи, и благодаря этому стали тем, кем стали. Бизнес – это служить людям. Даже если мы уберем благотворительность, к нам все равно придут те же 15 000 человек. Но я этого не уберу, я подсела на благотворительность и кайфую от этого смысла. Когда я без сил, на дне, когда ненавижу команду, а команда ненавидит меня и хочется плакать, то этот смысл меня вытягивает. Нематериальный смысл. Как эмоциональному человеку, часто выгорающему, мне нужна зацепка, чтобы я кайфовала вне зависимости от того, сколько я заработала или потратила.
Обновление// Примерно в 11:00 видео с интервью на YouTube странице Big Money было удалено. Алена Гудкова в Instagram написала: "Мы нашли пару ошибок в видео, новая ссылка будет через 2 часа". Мы переслушаем интервью и если будут изменения в тех частях интервью, которые приведены в материала, укажем это.//
Автор: Юлия Белинская