Джефф Безос акционерам Amazon: больше экспериментировать и не бояться миллиардных убытков

12.04.2019
2520

Фото: Medium

11 апреля 2019 года основатель Amazon Джефф Безос разослал акционерам ежегодное письмо о состоянии компании и её планах. В нём он рассказал о том, как компания привлекла больше независимых продавцов, чем eBay, почему многомиллиардные убытки неизбежны вследствие экспериментов и как Amazon хочет захватывать офлайн-ритейл. Издание Forbes и vc.ru  приводят самое основное из письма.


Сравнение с eBay

По словам Безоса, доля сторонних продавцов, которые реализуют свою продукцию через Amazon, выросла с 3% в 1999 году до 58% в 2018 году. "Прямо говоря, сторонние продавцы задают жару нашим прямым поставкам. Жестко", – не стесняется в выражениях гендиректор компании. Безос приводит цифры: выручка с продаж самой компании выросла за 19 лет в 73 раза. За тот же срок продажи мелких и средних производителей, работающих через Amazon, выросли в 1600 раз: с $0,1 млрд – до $160 млрд.

Почему независимые продавцы продают на Amazon лучше, чем через eBay? И почему их продажи росли быстрее, чем у высокоорганизованной Amazon?

Это не единственный ответ, но важная часть ответа: мы предлагали независимым продавцам лучшие инструменты, которые мы только могли представить и создать. Самые важные из них — это наш фулфилмент и программа быстрой доставки Amazon Prime. Вместе они значительно улучшили опыт покупок у независимых продавцов.

Успех Amazon Web Services

Среди миллионов пользователей AWS есть как стартапы, так и крупные корпорации, госучреждения и некоммерческие организации, и все они ищут лучшие решения для своих пользователей.

Мы постоянно думаем о том, что нужно людям в этих компаниях, и многое из того, что мы делаем, основано на том, что мы слушаем наших клиентов. Очень важно спрашивать их о желаниях, выслушивать ответы и понимать, как можно построить нужную вещь аккуратно и быстро (скорость важна для бизнеса!).

Но этого недостаточно – самые важные вещи появляются тогда, когда пользователи не знают, что им это нужно. AWS – это пример такого подхода. Никто не просил об AWS, но оказалось, что мир был готов и жаждал вещи, похожей на AWS, но не знал об этом.

У нас было предчувствие, мы следовали нашему любопытству, брали на себя необходимый финансовый риск и начинали строить – перерабатывать, экспериментировать и повторять бесчисленное количество раз. Внутри AWS этот подход повторился неоднократно: например, так мы создали базу данных DynamoDB.

О планах на офлайн-ритейл

В мировом ритейле мы пока остаёмся мелким игроком – в том числе, потому, что у наших конкурентов около 90% продаж приходится на физические магазины. Мы долго думали, чем мы можем привлечь покупателей из обычных магазинов, и ответ нашёлся в виде Amazon Go.

Здесь у нас есть чёткое видение: нужно избавиться от касс, худшей части офлайн-магазинов. Это было сложно, нам пришлось привлечь много специалистов, разработать собственные камеры и алгоритмы, и сделать так, чтобы технология была невидимой. Реакция покупателей была наградой, многие описывают Amazon Go как "магию".

Предвосхищая желания

"Значительная часть того, что мы построили в Amazon, основана на внимании к покупателям, – продолжает гендиректор компании. – Важно спрашивать их, чего они хотят, внимательно слушать и разрабатывать план, как быстро это сделать. Скорость важна в бизнесе!".

Однако лучший эффект производят товары, которые клиенты даже не просили и которые компании придумали за них, пишет Безос: "Никто не просил создавать Amazon. Никто. Но оказалось, что мир был готов и хотел, чтобы ему предложили что-то похожее, но не знал об этом".

Безос приводит в пример и умную колонку Echo с голосовым помощником Alexa, которую Amazon выпустила в продажу в 2015 году. "Никто не просил создавать Echo. Это были наши изыскания. Исследования рынка не помогают. Если бы вы пошли к покупателям в 2013 году и спросили: "Вы бы хотели иметь черный цилиндр размером с банку Pringles, с которым вы сможете в любое время поговорить, задать вопросы, и который сможет включать свет и музыку?" Гарантирую, что они бы странно на вас посмотрели и сказали: "Нет уж, спасибо", – написал Безос.

О важности неудач

По мере роста компании всё должно масштабироваться, в том числе – ваши неудачные эксперименты. Если их размеры не растут, вы не создаёте что-то значимое.

Если Amazon будет экспериментировать в масштабе, нужном для компании нашего размера, мы иногда будем сталкиваться с многомиллиардными провалами.

Конечно, мы не будем проводить такие эксперименты наобум. Мы будем много работать, но не все инициативы окупятся. Хорошая новость для акционеров заключается  в том, что одна удачная ставка может покрыть все наши неудачи.

Мы разрабатывали смартфоны Fire и колонки Echo одновременно. Несмотря на то, что Fire оказался провалом, мы получили опыт, который позволил ускорить создание Echo и помощника Alexa.

За всё время было продано больше 100 млн устройств с Alexa, на рынке есть больше 150 моделей с помощником. И будет ещё больше.

О зарплатах сотрудников

В прошлом году мы повысили минимальную заработную плату до $15 в час для всех сотрудников в США. Мы верим, что это принесет пользу нашему бизнесу, поскольку мы инвестируем в наших сотрудников.

Но решение было принято не из-за этого. Мы всегда предлагали конкурентоспособную зарплату. И мы решили, что пришло время стать лидером — предложить зарплаты, которые выходят за рамки конкурентных. Мы сделали это, потому что это кажется нам правильным.

Сегодня я бросаю вызов нашим конкурентам (вы знаете, о ком я говорю!) и хочу, чтобы они подняли своим сотрудникам минимальную зарплату до $15 в час. Сделайте это! Ещё лучше, если вы дойдёте до $16 и бросите нам вызов. От этого соревнования победят все.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.