Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Vodafone уже год развивает свою розницу. Как это влияет на рынок ритейла электроники?
Фото: The Kiev Times
Год назад Vodafone заявил о масштабных планах по развитию собственной розничной сети. За два года компания планирует увеличить сеть на 290 магазинов, направив на это 300 млн грн. В Vodafone ответили Retailers, что открытие торговых точек идет по плану, а начиная с конца 2018 года, компания ежемесячно открывает по 30 собственных магазинов. Участники рынка отмечают, что при сохранении темпов развития Vodafone это повлияет на расстановку сил в сегменте ритейл-электроники, а также приведет к структурированию рынка, когда классические магазины будут разделены на брендшопы и торговые точки сотовых операторов.
В марте 2018 года сеть Vodafone объединяла 30 собственных и 400 франчайзинговых магазинов. Сейчас у мобильного оператора 200 собственных торговых точек, ответили Retailers в пресс-службе Vodafone.
Эксперт рынка ритейла, экс-СЕО мультиканальной розницы "Алло" Валерий Золотухин говорит, что в настоящий момент для мобильных операторов собственная розница – это статья затрат. "У операторов большие доходы и они могут позволить себе направлять значительные инвестиции в развитие собственной сети", – говорит эксперт. Топ-менеджер одной из профильных розничных сетей говорит, что Vodafone предлагает за аренду помещений ставки выше рыночных. В тоже время, руководитель отдела торговых помещений компании JLL в Украине Екатерина Весна говорит, что в ТРЦ в целом сотовые операторы платят рыночные ставки.
Развитие собственной розницы позволяет операторам напрямую взаимодействовать с пользователем и контролировать все бизнес процессы, говорят эксперты. "Дилеры не дают такого уровня и качества обслуживания, как сам мобильный оператор. Плюс взаимодействие с потребителем – возможность понять напрямую, что ему нужно, что можно улучшить и продать абоненту определенную услугу", – отмечает Валерий Золотухин. В Vodafone с ссылкой на руководителя розничного направления Vodafone Александра Крупку отмечают, что показатели продаж смартфонов и активаций стартовых пакетов по новым объектам в магазинах оператора в 2-3 раза выше показателей по дилерским магазинам Vodafone.
Руководитель розничной сети Brain Тарас Мазур отмечает, что разницы между магазинами мобильных операторов и магазинов электроники нет. "Товарная матрица аналогична матрице в ритейле. Все стараются продавать актуальные устройства. К этим устройствам в нагрузку является кросс ассортимент, логически ставить со смартфонами в одном ряду. Разница только в бизнес модели, так как операторы больше зарабатывают не от продажи устройства, а от клиента – пользователя", – поясняет Мазур.
В этом году Vodafone планирует открыть 100 собственных магазинов и увеличить ассортимент. "Сегодня чуть меньше половины наших абонентов еще не пользуется смартфонами, поэтому наша первоочередная задача – насытить сеть смартфонами, чтобы предоставить украинцам возможность пользоваться услугами и сервисами Vodafone в полной мере", – говорит директор по развитию Vodafone Retail Александр Крупка. Помимо этого оператор планирует внедрять новые технологии, которыми располагает компания: IoT, big data, mobile ID, финтех сервисы.
Однозначно, развитие Vodafone собственной розницы откусит долю сетей электроники и гаджетов, а также независимой несистемной розницы, говорит Валерий Золотухин. "Также это приведет к консолидации и структурированию рынка. Рынку не нужно столько однотипных, похожих друга на друга магазинов", – добавляет эксперт. Он привел пример рынка ритейла Великобритании, где сейчас работает два крупных ритейлера сеть электроники Carphon, сеть бытовой техники и электроники Dixons, а остальной рынок представлен магазинами мобильных операторов.
C ним соглашается Тарас Мазур: "Все идет к тому, что классические магазины будут разделены на брендшопы и операторские. Данный тренд будет развиваться, но крупные сети как Comfy, "Эльдорадо" и "Фокстрот" останутся. Они всегда будут присутствовать, также специализированные магазины, которые работают с отдельным клиентским сегментом".
Планируют ли "Киевстар" (400 франчайзинговых магазина) и Lifecell (около 200 партнерских торговых точек) развивать собственную розницу не известно. В "Киевстар" на запрос Retailers касательно планов только отметили, что планируют значительно расширять сеть. В Lifecell на запрос не ответили.
Автор: Людмила Будина, Вероника Гаврилюк