Gazeta.ru: Импортеры России оказались в сложной ситуации

09.02.2015
1970

2auto.com.ua

Российские импортеры оказались в патовой ситуации: зарубежные поставщики не отгружают товар, впервые за два десятилетия требуя деньги вперед, стало известно «Газете.Ru». Банки не кредитуют импорт, опасаясь банкротств, а европейские страховщики по той же причине отказываются страховать их финансовые риски. Проблемы возникают даже с Китаем

В этом году российские импортеры столкнутся со сложностями, которых они не встречали со времен перестройки. Из-за колебаний курсов валют иностранные поставщики отказываются отправлять в Россию продукцию без 100-процентной предоплаты. Сильнее всего это ударит по импортерам одежды. «Байеры сетей дорогой одежды и обуви на летний сезон закупили 15% от стандартного ассортимента. Магазины будут реально пустыми. Импортеры вынуждены предлагать живые деньги, а это еще существенно ухудшает их финансовые показатели. Поставок просто нет», — рассказывает зампредправления по корпоративному бизнесу российской «дочки» европейского банка.

«Никто из импортеров за наличные не работал с середины 90-х. Вы представляете? Это катастрофа», — говорит источник в отрасли.

Даже Крым, присоединенный к России в 2014 году, не соглашается на поставки без оплаты вперед наличными. «В случае с поставками яблок и груш из Крыма поставщики требуют предоплату 70–90%. Все боятся, непонятно — Россия, что с ней будет?» — говорит директор другого оптового поставщика овощей и фруктов.

«Импортеры еды банкротятся каждый день в Санкт-Петербурге. На нашей крупнейшей в Санкт-Петербурге базе — на ул. Софийская — просто нет товара. Большой дефицит всего. Отсюда и цены такие в магазинах», — говорит руководитель проекта по работе с сетями фруктовой компании NovFrut Андрей Краснянский.

«В последнее время спросом стали пользоваться все финансовые схемы, о которых раньше только писали в учебниках», — говорит финансовый директор крупного непродовольственного ритейлера. Помимо кредита, у компаний есть надежда на аккредитив (форма расчетов, при которой обязательства по оплате берет на себя банк) или банковскую гарантию: без этих инструментов шанс получить что-либо из-за рубежа без предоплаты падает до нуля.

С начала года цены на аккредитивы выросли в разы. Если раньше стоимость аккредитива составляла от 0,5 до 1% от поставки, то теперь — от 1,5% для лучших и надежных компаний до 5% для всех остальных. На таких условиях работает весь импорт, включая бытовую технику, косметику, продукты питания и одежду.

Гарантии крупнейших российских банков — ВЭБа, Сбербанка и ВТБ — не принимаются уже давно, с тех пор, как они попали под санкции.

Высокие ставки по кредитам ухудшают положение тех, кто уже и так пострадал от девальвации рубля. «Получить кредит нереально: компании зачастую проще закрыться, подать на банкротство, чем просчитать коммерческий риск», — описывает ситуацию топ-менеджер крупного банка.

«Кредит импортеру под 25–40% годовых с учетом риска и ставки ЦБ можно сразу записывать в NPL (просрочку. — «Газета.Ru»). Если они берут кредиты под такой процент, то либо у людей плохо с математикой, либо под видом помидоров они продают наркотики. Ни один другой бизнес не дает такой маржи», — говорит другой собеседник «Газеты.Ru».

Несмотря на снижение ключевой ставки ЦБ с 17 до 15%, бизнес не заметил изменения условий кредитования.

Величина ставок по кредитам до 2 февраля составляла 25–28%. После 2 февраля, когда ЦБ понизил ставку, стоимость кредитов стала колебаться от 23 до 25%, уточнили в компании, занимающейся поставками бытовой техники. Впрочем, даже российские банки, не говоря уже о зарубежных, готовы кредитовать импортеров лишь при наличии старых договоров (кредитных линий).

Получить новый кредит возможно только при наличии хороших связей, рассказывает крупный импортер электроники.

Проблема еще и в том, что европейские страховщики с конца 2014 года неохотно страхуют поставки товаров в Россию. «Застраховаться невозможно, европейские компании попросту отказываются работать с российскими импортерами», — говорит представитель компании — импортера овощей и фруктов.

Российские страховые компании финансовый риск импортных поставок не страхуют, однако не верят в предвзятое отношение коллег из Европы.

«Как правило, импортируемые грузы страхуются тем, кто их отправляет, но это в части страхования грузов, — рассказывает зампред правления страховой компании СОГАЗ Николай Галушин. — Страхованием финансового риска экспортных поставок занимаются всего несколько специализированных компаний в мире, например компании Euler Hermes, HDI-Gerling и несколько других».

Продуктовые сети, которые раньше работали напрямую с европейскими поставщиками, сейчас заказывают все через третьих лиц: сами они не рискуют поставлять продукты из Европы, чтобы не получить штраф. Европейские яблоки к россиянам попадают через Сербию и Турцию. «Сербы в сентябре складами скупали яблоки из Польши, это не секрет», — рассказывает гендиректор оптово-розничной компании.

Участник рынка непродовольственных товаров на условиях анонимности рассказал «Газете.Ru», что сложности появились даже в работе с китайскими поставщиками. По его словам, сейчас китайцы всерьез напуганы общением с некоторыми российскими оптовиками.

«К моему огромному сожалению, многие российские компании перестали платить за заказанные в Китае товары. Тысячи и тысячи контейнеров скопились на складах, потому что товар просто не выкупают. Для этого нет денег, поскольку для одного кредиты очень сильно подорожали, а другой их получить просто не смог. Поэтому китайцы свое негативное ощущение от российского рынка перекладывают даже на надежных партнеров», — сообщил управляющий партнер компании.

Из-за этого «добросовестные» участники рынка вынуждены дополнительно подтверждать свою финансовую состоятельность. Им приходится прибегать к банковским гарантиям, хеджировать риски. «Все российские фирмы сейчас занимаются опционами, форвардными контрактами, все успели выучить, что это такое. Сейчас очень много разговоров идет о зарубежном факторинге, но так как он в валюте, им пользуются не очень активно, хотя для китайцев это было бы удобно», — заключил источник.

Источник: gazeta.ru

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.