От чего зависит успех малого бизнеса на стрит-ритейле и как на него влияют пешеходные пространства

06.12.2018
4009

фото: пресс-служба RYBALSKY

В формате стрит-ритейла чаще всего работает малый бизнес, несетевые магазины. Исключение: главные улицы города, где основными игроками являются бренды премиального сегмента и крупные игроки масс-маркета. Однако бизнес не ограничивается центром города. Как предприниматели определяют, в каком месте открыть торговую точку? Как открытые общественные пространства влияют на бизнес? Об этом наш аналитический материал, подготовленный совместно с RYBALSKY.


Нейробиологи уже доказали, что в мозгу человека есть нейроны, которые отвечают за влияние пространства, в котором живет человек, на его поведение. Если фасад здания имеет сложную форму и является интересным, это позитивно влияет на настроение человека, его продуктивность и отношение к другим. Если фасады однообразны и имеют простую форму, эффект получается обратным. К таким выводам пришел американский архитектор и нейробиолог Колин Эллард.

Власти многих американских и европейских городов стали задумываться, как интегрировать бизнес в архитектуру города. Например, в ЕС создана программа RetaLink, где европейские города обмениваются опытом по успешной реализации ритейл-проектов в городском пространстве. 

В городе основной возможностью открыть магазин в формате стрит-ритейл является первый этаж офисного или жилого здания. Датский писатель и архитектор Ян Гейл в книге "Города для людей" пишет, что дизайн фасада первого этажа играет важную роль в общей привлекательности городского пространства. "Первый этаж – это то, что мы видим, когда идем по улице… Когда первые этажи выглядят приветливо, их границы смягчены, а внутри есть люди – пешеходов окружает человеческая активность… Свет, который падает вечером из окон магазинов, офисов и квартир, усиливает чувство безопасности на улицах", – пишет Гейл. – "Смягченные границы (между улицей и помещением, – Ред.) дают понять, что город гостеприимен к людям". А вот магазины с полностью закрытыми в нерабочее время ролетами, наоборот, создают у человека чувство опасности и отчуждения, считает Гейл. 

Так, архитектор отмечает, что витрины магазинов следует оставлять подсвеченными и открытыми, в том числе – ночью, чтобы они подсвечивали дорогу прохожим, а те, в свою очередь, имели возможность рассмотреть витрину магазина и в нерабочее время. Для бизнеса лучше, чтобы пешеходы гуляли с удовольствием. Заместитель коммерческого директора SAGA Development по продаже коммерческой недвижимости Лилия Пивнева отмечает, что когда люди гуляют и находятся в хорошем настроении, они совершают покупки с большим удовольствием. 

На фото: парк "Наталка" до и после реконструкции. Источник фото: слева – Facebook страница Парк "Наталка"; справа – Киев-Фото  

Бизнес – там, где трафик 

Бизнес хорошо работает там, где есть целевой трафик. Правильно организованные пешеходные зоны и пространства – залог успеха бизнеса на стрит-ритейле. Хороший пример – парк "Наталка" в спальном районе Оболони в Киеве. Еще  в 2015 году вместо парка был пустырь. Группа волонтеров взялась облагородить место у набережной Днепра. Там сделали дорожки, беседки, высадили клумбы, построили спортивные площадки. Место сильно преобразилось и пешеходный трафик возрос в разы. Это место стало магнитом не только для пешеходов, но и для бизнеса. Там работают кафе, рестораны, салоны красоты, клиники и спортзал. Основательница и генеральный директор фитнес-клуба Palestra, который открылся на Оболонской набережной в 2016 году, говорит, что трафик в пешеходной зоне летом особенно большой и положительно влияет на местный бизнес. В частности, для фитнес-клуба плюс в том, что летом можно проводить тренировки на улице, также Евгения считает, что красивый вид на Днепр положительно влияет на настроение клиентов.

Однако, чтобы большой поток людей приносил бизнесу выгоду, он должен быть целевым. Весной 2018 года часть улицы Сагайдачного в Киеве администрация Киева решила сделать пешеходной. С переносом бетонных блоков все магазины и рестораны, которые находятся на отрезке от Контрактовой площади до ул. Андреевской стали пешеходными. Как это повлияло на их бизнес?

Некоторые из местных ресторанов отмечают положительные тенденции в трафике. "Мы поддерживаем решение городской администрации сделать улицу Сагайдачного пешеходной. Это однозначно положительно влияет, в том числе, и на коммерческую "жизнь" Подола", – говорит Татьяна Кобцева, директор ресторана "Мураками". – Туристов и просто гуляющих здесь теперь много не только по выходным. А многочисленные ярмарки и фестивали привлекают гостей столицы".

Однако Владимир Григорьев, соучредитель компании MaFin consulting и консультант нового ресторана на Сагайдачного Naprosecco, отмечает, что с увеличением пешеходного трафика снижается средний чек в местных ресторанах и качество обслуживания. Дело в том, что большинство заведений на Сагайдачного открывалось для аудитории "средний плюс", но туристы и посетители фестивалей, которые организовываются на улице, больше подходят под "средний минус". "Однако таким игрокам как Salateira, с демократичной ценовой политикой, бояться нечего. Их аудитория работает в офисах вокруг ресторана, и потеря автомобильного трафика не так страшна. Некоторые другие рестораны в этой зоне таким похвастаться не могут", – говорит Григорьев. Таким образом, пешеходное пространство изменило бизнес-ландшафт. Трафик стал больше, но изменился портрет аудитории. Новые заведения, которые открываются уже под аудиторию в пешеходной зоне – с более низким средним чеком – чувствуют себя лучше. Например, ресторан Naprosecco, который открылся около двух месяцев назад, в день посещает около 600 человек, чем рестораны с высокой ценовой политикой похвастаться не могут, рассказывает Григорьев.

Как определить перспективную для бизнеса локацию

Предприниматели и эксперты, опрошенные Retailers, выделяют такие основные факторы, которые следует проанализировать перед принятием решения об аренде помещения:

1. Ваша аудитория. Владелица сети салонов красоты Kika-style Руслана Мороз советует, в первую очередь, ориентироваться на свою аудиторию ­– где она работает, где проводит досуг, где живет­ – таким образом определить район города, в котором необходимо открывать торговую точку, ресторан, салон и так далее.

Например, салоны Мороз ориентированы на премиальный сегмент, аудитория, в основном, находится в центре города и на Печерске. Также удобными для их клиента точками могут стать салоны, расположенные в направлениях к элитным городским и загородным жилым комплексам.

2. Конкуренты рядом. Лучше всего открывать торговую точку там, где уже представлены ваши конкуренты. Дмитрий Козлов, маркетинг-директор сети алкогольных напитков Litra, говорит, что если в какой-то местности уже долгое время работают игроки вашего рынка, то это означает, что здесь точно будет ваш клиент – он просто уже привык туда ходить и вероятность того, что он зайдет также и к вам, очень высока. 

3. Трафик. Здесь необходимо проанализировать поток людей, автомобилей, общественного транспорта поблизости. "Большой трафик важен, но только в том случае, если он целевой. Само по себе наличие большого количества людей ничего не значит для ритейлера", – говорит Козлов. Подтверждение тому – ситуация на Подоле. Часть заведений открывалась для одной аудитории и теперь столкнулась с проблемой падения среднего чека и тем, что поток людей часто нецелевой.

4. Оценка своих ресурсов. Анна Богданова, соосновательница сети мясных лавок Carnivora, отмечает, что тот же первичный ремонт в помещении и подведение всех коммуникаций – довольно «дорогая» задача, но всегда необходимая. Поэтому бизнес должен учитывать здесь свои возможности, чтобы не потратить огромные суммы на ремонт и оборудование, а потом окажется, что бизнес компании не в состоянии приносить прибыль. Руслана Мороз также советует, если вы планирует крупные капиталовложения в помещение, то следует подписывать максимально длительный срок аренды.

5. Открытость объекта. Открытость объекта непосредственно влияет на количество посетителей. Лилия Пивнева говорит, что всегда необходимо помнить, что в закрытых комплексах-гетто никогда не будет много потребителей, формирующихся  из гостей комплекса. Никому не придёт в голову приехать гулять в закрытый комплекс.  

RYBALSKY – оптимальный баланс функций для жизни и развития бизнеса

Жилой район RYBALSKY появился в промышленной зоне Рыбальского полуострова в Киеве. Авторы стремились  сбалансировать частное и общественное пространство. Внутренние дворы каждого квартала составляют получастное пространство, закрытое от посторонних и автомобилей. Доступ к нему будут иметь только жители отдельного взятого квартала. Помещения для торговли и офисов запроектированы по периметру кварталов, вдоль пешеходного бульвара и водного канала.

На пешеходном бульваре будет торговая улица с магазинами разной специализации, а вдоль канала – улица ресторанов с летними площадками у воды и возможностью швартовки водного транспорта.  Все это должно сделать место живописным и притягательным для людей.

Девелопер подчеркивает, что общественное пространство района будет открытым. Это означает, что будущие владельцы ресторанов, кофеен, магазинов и салонов красоты могут рассчитывать на то, что к ним будут приходить не только жильцы района, но и гости.

Летом 2017 года на территории RYBALSKY был открыт пешеходный бульвар с газонами, скамейками, детской площадкой, велопарковкой. В течение 2017-2018 это место превратилось в площадку для проведения фестивалей и других мероприятий. В планах застройщика – обустройство прогулочной зоны вдоль канала с возможностью доступа гуляющих к воде.

 Автор: Дарья Янченко

/Партнер материала RYBALSKY. Партнерские материалы готовятся журналистами по редакционным стандартам на коммерческих условиях/

 

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.