Чжоу Цюньфэй: от работницы завода с зарплатой в $1 до одной из богатейших женщин Китая – Forbes

26.11.2018
1946

Фото: econet.ru

Чжоу Цюньфэй начинала с того, что пасла свиней, уток и работала на фабрике по производству стекол, зарабатывая $1 в сутки. В какой-то момент она  поняла, что может работать на себя. С тех пор компания из небольшого производства превратилась в крупный бизнес, чья капитализация на сегодня составляет около 34 млрд юаней – почти $5 млрд. Приводим статью об одной из богатейших женщин Китая, которую опубликовал Forbes.


Чжоу Цюньфэй, чье состояние сейчас исчисляется в  $7,8 млрд по данным Forbes, родилась в 1970 году в маленьком городке Сянсян в Китае. Ее мать умерла, когда девочке исполнилось пять лет, а отец пострадал на производстве, лишился пальца и почти ослеп. Чжоу с раннего детства смотрела за свиньями и утками, которые семья выращивала на продажу и для себя. Но смогла все-таки получить образование, которое, впрочем, пришлось забросить в 16 лет, когда Чжоу переехала в Шэньчжэнь, где жил ее дядя. Девушка мечтала о карьере дизайнера, но устроиться смогла только на фабрику по производству стекол для часов, где по 16–18 часов полировала до блеска линзы, получая за это $1 в сутки. Выбор фабрики был неслучайным – здание находилось рядом с университетом, куда Чжоу могла ходить на вечерние занятия.

К 22 годам Чжоу стала настоящим спецом по полировке часового стекла и в какой-то момент решила, что может делать все то же самое, но работать на себя. В квартире, где она жила со своей семьей, развернулось настоящее стекольное производство. Первыми работниками были родственники. Чжоу сама настраивала станки, а также отрабатывала технологии изготовления более сложных, премиальных заказов. Время для запуска подобного бизнеса в Китае было удачным, поскольку стоимость местной рабочей силы была почти бесплатной по сравнению с развитыми экономиками, все больше и больше компаний отдавали производство на аутсорсинг китайским компаниям. Производство потихоньку разрасталось, и через 10 лет Чжоу уже сама платила зарплату тысяче рабочих. ВВП Китая за это время увеличился в 2,7 раза в реальном выражении. Впрочем, в масштабах страны компания Чжоу все равно оставалась крошечной мастерской.

Поворотный момент для Чжоу настал в 2003 году, когда производство комплектующих для часов все еще было ее основным бизнесом. В этот год к ней обратилась компания Motorola, заказавшая разработку стеклянного экрана для своей новой флагманской модели – телефона Razr V3. Индустрия телефонов как раз начинала переходить с пластика на стекло. Чжоу взяла заказ. Выполнить его было непросто – поставщик сырья потребовал 100% предоплаты. Чтобы расплатиться, Чжоу пришлось заложить собственную квартиру. Но в итоге Motorola получила необходимое ей стекло, а Чжоу, разглядев рыночную нишу, основала компанию Lens Technology. Последовали крупные контракты с Nokia и HTC.

Но звездным часом для Чжоу стала презентация Apple 9 января 2007 года, на которой глава компании Стив Джобс представил первую в истории модель iPhone – сенсорный экран для нее разрабатывала Lens Technology.

После этого компания стала настоящим лидером на рынке комплектующих для смартфонов – и производство только растет. Среди клиентов Lens Technology такие компании, как Apple, Samsung, Huawei и Tesla. 75% выручки компании формируются за счет заказов Apple или Samsung. Lens Technology стала публичной в 2015 году, но саму Чжоу мало кто знал до IPO. Размещение прошло удачно: компания продала 10% увеличенного акционерного капитала за $230 млн. Всего за пару недель торгов акции феноменально выросли – на 208%.

Сегодня капитализация Lens Technology составляет около 34 млрд юаней – почти $5 млрд. Состояние Чжоу с начала года сократилось почти на $4 млрд из-за падения фондовых рынков развивающихся стран и котировок технологических компаний (за что можно поблагодарить Дональда Трампа). Тем не менее, мобильные телефоны и компания Apple никуда не уходят – все больше людей начинают пользоваться смартфонами и нередко разбивают экраны. А это значит, что у Чжоу есть все шансы вернуть себе статус самой богатой селф-мейд женщины Китая.

Чжоу понимает, что успех Lens Technology – это во многом производная от успеха ее основных клиентов. Поэтому она объявила о планах диверсифицировать бизнес компании – заняться производством изделий премиального класса из стекла, сапфира и керамики.

Чжоу не пошла по стопам своего всемирно известного земляка Джека Ма и предпочитает приватность. В публичном доступе редко можно найти интервью с ней, сколь бы то ни было подробная информация о ее личных инвестициях отсутствует. Но судя по тому, что Цюньфэй до сих пор сама садится за станок и периодически ночует в офисе Lens Technology, из которого открывается вид на производственный цех, едва ли ее интересует что-то, кроме любимого дела. Хотя, по слухам, Чжоу вместе с мужем владеет особняком в Австралии стоимостью $10,8 млн. Впрочем, официального подтверждения этой информации супруги никогда не давали.

Источник: Forbes

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.