Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Эко-fashion по-украински. Стартап re-beau – производство бижутерии из переработанного пластика
Источник фото: re-beau
Компания re-beau производит украшения из переработанного пластика и 10% с прибыли инвестирует в организацию уборок лесов, озер и рек. Бренд ведет переговоры с украинскими ритейлерами, чтобы создавать с ними совместные коллекции украшений из пластика.
В Украине перерабатывается или сжигается всего лишь около 5% отходов в год – остальное просто захороняется. И как раз сейчас на фоне этого в стране набирает популярность движение zero waste. Это популярная философия на западе, но довольное новое направление для Украины, суть которого заключается в том, чтобы максимально минимизировать отходы. Проще говоря, не использовать, например, одноразовые пакеты и посуду, сыпучие продукты хранить в специальных многоразовых емкостях и так далее.
В апреле прошлого года Мария Сорокина решила совместить классический бизнес и социальный проект, совместить моду и философию zerowaste, и создала бренд re-beau с партнером Павлом Сорокой. Предприниматели решили производить украшения (серьги, брошки и т.д.) из переработанного пластика. Однако на тот момент, кроме идеи, у предпринимателей не было ничего. Партнеры около года потратили только на то, чтобы понять, как же из пластика делать аксессуары. Стартапом они занимаются в свободное от основной работы время. Мария – работает в сфере PR и маркетинга, а Павел – инженер-конструктор. Из этого становится понятным, кто из них занимается дизайном и продвижением продукта, а кто – отвечает за производственную часть.
На фото: Мария и Павел. Источник фото: страница re-beau в Facebook
Год проб и ошибок
Эксперименты предприниматели проводили в мастерской, где был доступ к муфельной печи, которая нагревается до высоких температур. Однако вскоре они поняли, что это не то, что нужно для производства бижутерии. После выплавки изделия не принимали нужной формы. Еще они пробовали работать со стеклом и обычным пластиком, что оказалось трудозатратно из-за различных технологий, да и себестоимость выходила немаленькой. Поэтому решили остановиться на термопласте.
Для более точной работы необходим был термопласт-автомат. Павел, инженер по образованию, решил его сделать сам, так как покупка обошлась бы дорого. Стоимость самых дешевых промышленных термопласт автоматов начинается от $15 000. Изготовление некоторых узлов автомата Павел отдавал на аутсорсинг. Оборудование заработало не сразу – пришлось два раза переделывать. Зато на сборку ручного термопласта ушло всего $1 000. Мощность, конечно, не сравнить с промышленной машиной – на изготовление одного изделия уходит около часа, когда на обычном термопласте за это время можно сделать десятки и сотни изделий, рассказывают предприниматели.
"Представьте, что вам нужен автомобиль, но у вас нет денег. Поэтому собрали сами свой электрический самокат. Он работает, но нужные объемы производства с ним не достигнуть", – говорит Мария Сорокина.
Источник фото: Facebook
Также предприниматели попытались сэкономить на формах для отлива, потому что только одна пресс-форма из стали стоит около $5 000. Вначале использовали формы из дерева, которые все же оказались непригодными. Пришлось остановится на формах из более дешевых металлов, например, из алюминия. Формы Павел фрезерует самостоятельно, по проектам, которые делает Мария. Сейчас у предпринимателей всего 15 пресс-форм, а это значит, что ассортимент re-beau состоит из украшений 15 форм.
В целом на эксперименты предприниматели потратили $3000. "С одной стороны, действительно можно сказать, что деньги мы потеряли. Но в метафизическом смысле – это инвестиция в наш с Павлом опыт. Благодаря этому году, полному ошибок, сейчас мы знаем точно, как должен изготавливаться наш товар, из чего он должен быть сделан", – рассуждает Мария. Сейчас материал для изготовления поставляет G.bar и организация "Україна без сміття".
Поиск себя
Продавать бижутерию в розницу Мария и Павел начали в мае этого года. Тогда и создали страницу на Facebook, затем – сайт, на которых можно заказать украшения отдельному покупателю. Компания никак не афиширует, что серьги и брошки можно купить – не указана цена, на сайте нет привычного каталога – только lookbook. Заказы re-beau принимает, когда клиенты пишут им в личных сообщениях. "Мы никак не форсируем розничные продажи, потому что не хотим себя завалить b2c-заказами и умереть на этом", – отмечает Мария. Сейчас изделия от re-beau стоят от 150 до 300 грн, где себестоимость товара составляет 60-70%. При этом 10% от прибыли идут на организацию физической уборки лесов, парков, озер и рек Украины. Стоит отметить, украшения re-beau в этом году были представлены на Ukrainian Fashion Week – компания совместно с украинским дизайнером Серафимой Русинович выпустила коллекцию для показа.
Источник фото: Facebook
В какой-то момент Павел и Мария поняли, что им нужно бизнес-образование и прошли бесплатные курсы в Unit city, а затем – в "Украинской социальной академии". Там всем предпринимателям назначили ментора – Романа Ильченко, сооcнователя International consulting group NIAR. Он помогает освоить практические навыки ведения бизнеса, например, как правильно составить договор, как договориться об уменьшении отсрочки платежа. Помимо этого, он учит и стратегическому мышлению и дает предпринимателям возможность познакомиться с потенциальными партнерами, которым просто так на Facebook не напишешь.
"Я не считаю образование в сфере бизнеса необходимым для каждого начинающего предпринимателя, но мы почувствовали, что нам именно не хватает базы", – рассказывает Мария. Курсы помогли понять основные бизнес-процессы. Так, например, предприниматели приняли решение работать с b2b сегментом, так как продажа в розницу оказалась слишком энергозатратной для их "производства".
Предприниматели планируют посвятить своему проекту полный рабочий день тогда, когда он сможет приносить хотя-бы такой же доход, который приносит основная работа. Мария и Павел делают все, чтобы ускорить этот процесс. Ведут переговоры с несколькими крупными ритейлерами, которым они предлагают выпускать совместные коллекции. Чтобы выполнять крупные заказы, они уже договорились с производителем, который сможет это сделать.
Автор: Дарья Янченко