Парламент принял закон о валютной либерализации. Его нормы начнут действовать через полгода

22.06.2018
1922

thinktanks.by

Парламент отменил валютный декрет 1993 года, пишет FinClub. Вместо него принят закон, обещающий снять все ограничения и запреты с валютных операций – сделать их абсолютно "свободными". Закон декларирует свободу проведения валютных операций по принципу "разрешено все, что не запрещено законом". Будут отменены индивидуальные и генеральные валютные лицензии для физлиц и юрлиц. Останутся лишь генеральные валютные лицензии для небанковских финансовых учреждений и операторов почтовой связи, которые захотят работать с иностранной валютой.


Новый закон  №8152 "О валюте и валютных операциях" касается не только банков, но и всех юридических и физических лиц, проводящих операции в иностранной валюте. Более 10 000 украинских субъектов внешнеэкономической деятельности ежегодно проводят суммарно 2,5 млн операций. Принятый закон отправит в архив не только декрет Кабмина от 1993 года, но и десятки постановлений, решений, инструкций, писем.

Валютный "занавес" окончательно упадет не сразу. После подписания закона президентом и его обнародования у Нацбанка будет шесть месяцев на подготовку новой нормативной базы. После чего стейкхолдерам предоставят еще месяц на ознакомление с новыми правилами. То есть если Петр Порошенко подпишет закон до конца июня, он вступит в действие только с февраля 2019 года.

При этом в обновленные правила "перекочуют нынешние валютные ограничения, которые НБУ сочтет не утратившими актуальность на момент вступления закона в силу", поясняет банкир. Например, сейчас бизнес обязан продавать на межбанке 50% своих валютных поступлений.

Кому поможет закон

Закон декларирует свободу проведения валютных операций по принципу "разрешено все, что не запрещено законом". Будут отменены индивидуальные и генеральные валютные лицензии для физлиц и юрлиц. Останутся лишь генеральные валютные лицензии для небанковских финансовых учреждений и операторов почтовой связи, которые захотят работать с иностранной валютой.

Бизнес от нового закона получит отмену санкций за нарушение сроков расчетов по экспортным и импортным операциям. "Это одна из карательных норм, и оставлять ее в законодательстве нельзя в любом валютном регулировании. Она сдерживает внешнеэкономическую деятельность", – считает заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая. По ее словам, санкции Минэкономики за нарушения в сфере ВЭД неоднократно приводили к фактической остановке работы бизнеса. И хотя МЭРТ активно выступало за сохранение санкций, его мнение депутаты проигнорировали.

Будут отменены штрафы (речь о ст. 37 закона "О внешнеэкономической деятельности") за несвоевременное выполнение или невыполнение субъектами ВЭД своих обязанностей, индивидуальные лицензии с ограничениями ВЭД, даже временные моратории на ВЭД наказанного бизнеса. Закон отменяет сроки возврата в страну валютной выручки (сейчас 180 дней) и необходимость регистрации валютных кредитов от нерезидентов.

Скрытые проблемы закона

Главная неопределенность для рынка заключается в том, что НБУ сохранил за собой право вводить ограничения на свое усмотрение. "Во втором чтении появились нормы о том, что для введения ограничений необходимы дополнительные меры, но критерии введения ограничений по-прежнему устанавливаются самим НБУ без дополнительной экспертизы", – говорит FinClub глава совета ОО "ЭйСиАй – Украина" Павел Козак.

Вторая претензия к документу – его рамочность. Ведь многие правила, которые придется выполнять бизнесу и украинцам, не указаны в законе, а будут прописаны в нормативно-правовых актах НБУ, которые регулятор будет сочинять следующие полгода. 

Еще один важный нюанс – привязка валютной либерализации к налоговому законодательству. В первом чтении закон предполагал, что полная валютная либерализация будет возможна только после принятия Верховной Радой закона о декларировании активов физлиц и пакета законов анти-BEPS. Эти законы нужны для борьбы с уклонением от налогообложения и раскрытия информации о собственности в других юрисдикциях. Понимая, что налоговые инициативы парламенту принять сложно, депутаты ко второму чтению отменили эту привязку, хотя снятие поправки #261 позволяет сомневаться в этом. "Все понимают, что этого BEPS не будет. В законе эта привязка существовала, чтобы хоть как-то заставить депутатов проголосовать за BEPS, но всем понятно, что депутатов это совсем не интересует", – сетует экс-глава совета Нацдепозитария Роман Сульжик.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.