Вещи напрокат: в Украине запустился сервис GUP, где можно арендовать всё, начиная от детской коляски до бетономешалки

11.06.2018
6419

Фото: в центре ꟷ основатель GUP Сергей Шабодаж, справа от него ꟷ совладелица Роксолана Бутковская

Наверняка у вас есть вещи, которыми вы сейчас не пользуетесь. Это может быть что угодно: коврик для йоги, туристическое снаряжение, детские развивающие игрушки. И наверняка есть люди, кому нужны эти вещи на определенное время и они не готовы тратить средства  на их приобретение. Трое украинцев решили свести таких людей на одном сайте. Так появился сервис GUP, где можно сдать и взять в аренду все, что вам необходимо, даже животных для фотосъемки. Это молодой проект, сайт работает всего два месяца, но у его основателей большие амбиции – завоевать весь рынок Европы и СНГ, в ближайшее время GUP начнет работать в Грузии.


Аренда у соседа

Украинец Сергей Шабодаж много путешествует по Украине. И когда два года назад в очередной раз, столкнувшись с неудобством поиска на разных сайтах аренды жилья, автомобиля, снаряжения ему пришла идея создать такой сервис, который бы объединял в себе все эти категории. "Помимо этого я хотел, чтобы на сайте была карта, на которой можно посмотреть, по заданным параметрам, по каким адресам, городам есть "свободная" необходимая мне вещь", ꟷ  рассказывает Шабодаж.

Так появился сервис Global Ukrainian Portal (GUP) по прокату разнообразных вещей. Сайт запустился 16 апреля и работает в Киеве и области, а также в Одессе и Львове. В нем объявления отсортированы по 12 категориям и их количество на момент написания материала перевалило за 20 000. Больше всего в аренду сдают одежду, инструменты и спецтехнику. Наименьшее количество объявлений в категориях "красота и здоровье" (где, к примеру, можно найти инвалидные коляски, костыли, носилки) и "животные". Пока объявления могут размещать юридические и физические лица для потребителей. В будущем основатели GUP рассчитывают покрыть нужды b2b сектора, в частности, большой бизнес. На сайте можно будет взять в прокат, к примеру, все что необходимо для строительства многоэтажного дома или проведения мероприятий, рассчитанных  на большое количество людей.

Цель создания сайта – экономия денег и времени. Совместное пользование вещью одним позволяет получить дополнительный доход, а другим ꟷ взять вещь по доступной цене на короткое время. Сергей признается, что сейчас на сайте много шлака ꟷ объявлений, которые не поддерживают актуальным календарь, которые не соответствуют категории и пр. Это временное явление, уверяет он, в ближайшем будущем будут запущены рейтинги и отзывы посетителей, что позволит значительно сократить количество "мусорных" объявлений.

Монетизация проекта будет проходить за счет фиксированной комиссии за бронь – ее будут платить те, кто хочет снять в аренду, а также за счет рекламы и поднятия объявлений вверх списка. Но если у арендодателя будет высокий рейтинг, он будет подниматься вверх без всяких доплат. Однако платные все равно будут выше. "Мы нацелены на тех, кто будет брать напрокат вещь. Нам важно, чтобы они видели качественные объявления", ꟷ поясняет директор и сооснователь GUP Роксолана Бутковская.

Долгий путь

От задумки до реализации идеи прошло больше 2,5 лет. Сергей в то время работал в IT-cфере и рассказал о своих планах своему знакомому, который поделился идеей с другим знакомым. Так цепочка привела к инвестору, которого заинтересовал проект и он вложил свои деньги – цифру с шестью нулями в долларах. "В самом начале мы застопорились. Инвестор загорелся вместе со мной и начал предлагать добавить новые опции на сайт, к примеру, доску объявлений, тендеры и пр. Мы не заметили, как проект стал многоуровневым и сложно выполнимым", ꟷ рассказывает Сергей. Тогда он понял, что нужно привлекать человека, который сможет почистить проект.

Им стала Роксолана Бутковская, которая работала с Сергеем вначале в дистрибуционной компании, где они делали потоковые видео-обзоры. Затем они пробовали создать совместный бизнес, со второй попытки у них получилось ꟷ стали  шить школьные формы под заказ. Но кризис 2014 года привел к сокращению количества покупателей, сорвалось два крупных заказа, и Сергей с Роксоланой закрыли компанию, пошли наемными менеджерами в разные IT-компании. "Спустя полгода от начала разработки позвонил Роксолане. Она умеет проводить креш-тесты моих идей. Их у меня много, но как они будут работать, выполнима ли эта задача, я не задавался этими вопросами",  ꟷ говорит Сергей.

Еще один сооснователь GUP – программист Андрей Хома, который создавал сайт. Он сейчас не работает в компании, только удаленно решает основные вопросы, связанные с сайтом. Трое основателей владеют в компании суммарно 20-процентной долей, остальная часть принадлежит инвестору. "Сотрудники ꟷ практически все друзья. Каждого выбирали, смотря не только на навыки, но и на характер. Нас вдохновил американский сериал "Кремниевая долина", когда все горят одним делом", ꟷ рассказывает Шабодаж, не называя количество сотрудников, ссылаясь на инвестора, который не хочет разглашать эту информацию.

Бутковская рассказывает, что сайтов, подобных GUP, в мире нет. Есть проект в России ꟷ Rentmania, но у него другая бизнес-модель. Сайт берет комиссию ꟷ 20%, и все сдаваемые вещи, условно говоря, берет на свой баланс, к тому же, работает в ограниченном количестве городов. Есть проект в Польше ꟷ там  фермер создал сайт по аренде сельхозтехники. "Мы решили, что нужно делать сайт по прокату всевозможных вещей по всей Украине и за её пределами", ꟷ поясняет Роксолана.

Перспективы

В планах предпринимателей ꟷ в ближайшее время расширить географию и подключить другие города миллинники и после ꟷ уже все города Украины. Помимо этого, планируется выпустить мобильное приложение для iOS и Android, добавить смс-уведомление о бронировании, запустить почасовую аренду совместно с возможностью арендовать услуги. Для безопасной оплаты GUP ведет переговоры с сервисом переводов Uapay. В ближайшее время, по словам Роксоланы, будет запущена возможность гарантирования проката. "Это даст возможность брать в аренду вещи, за которые хотят большой залог, а его нет. Что-то вроде кредитования залога", ꟷ поясняет она.

Стратегическая цель компании – завоевать международные рынки. Сейчас  IT-специалисты дорабатывают сайт для работы в Грузии. "На этом рынке много украинцев, которые там живут и которые приезжают на отдых. Поэтому решили, что это будет вторая страна для запуска нашего сервиса", ꟷ говорит Сергей. Он отметил, что в свое время не смог арендовать в Батуми машину, пришлось договариваться с таксистами, которые согласились дать напрокат свой автомобиль за $200. По словам Роксоланы, сервис будет одной целостной системой, с разными сервисами в странах присутствия. "Не будет так, как olx. Украинец сможет на внутреннем сайте забронировать в аренду вещь, к примеру в Польше. Будет адаптирован язык, если забивать по-украински название необходимой вещи, сообщение автоматически будет переводиться на язык страны поиска", ꟷ поясняет Бутковская.

Предприниматели рассчитали, что срок окупаемости инвестиций в GUP составит 5 лет. "Сюда мы закладываем запуск сервиса в нашей стране и трех других странах", ꟷ уточняет Сергей. И добавляет, что для масштабирования будут привлекаться отдельные инвестиции.

Автор: Вероника Гаврилюк

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.