Кризис в помощь: за последние годы ТОП-5 аптечных сетей нарастили общую долю до более чем 25,5%

24.05.2018
2385

expert.ru

В Украине 90% лекарств пациенты покупают в аптеках за свой счет. Этот спрос покрывают 20,5 тысяч слабо консолидированных аптечных точек. Для более эффективного противостояния с дистрибьюторами и фармпроизводителями аптеки начинают объединяться в сети.

Аптечный рынок Украины до начала кризиса 2014 года был мало консолидирован. Национальных игроков не было, только региональные, чьи сети объединяли не больше 200 аптек. Но четыре года назад ситуация изменилась за счет поглощения мелких компаний более крупными.

Директор "Агентства медицинского маркетинга" Юрий Чертков считает, что за последние годы ТОП-5 аптечных сетей нарастили общую долю до более чем 25,5% всего розничного рынка лекарств. "Консолидация происходит путем поглощений, слияний и альянсов. Подобные объединения позволяют аптекам получать большую рыночную власть, чтобы противостоять дистрибьюторам, которые уже прошли этап консолидации и выставляет аптекам жесткие условия сотрудничества", — объясняет Юрий Чертков.

Директор исследовательской компании Proxima Research Сергей Ищенко на одном из отраслевых форумов в конце прошлого года заявлял, что на топ-100 сетей приходится более 70% объема рынка. Самый крупный аптечный ритейлер занимает 11% рынка. По итогам прошлого года лидером среди аптечных сетей по количеству торговых точек является "Аптека-Магнолия" (сети аптек "Магнолия", "Аптека низких цен" (АНЦ) и "Благодия"), которая объединяла 550 торговых точек. Также в топ-5 попали "Сириус-95" ("Бажаємо здоров'я"), "Гамма-55" ("9-1-1"), "Мед-Сервис групп" и "Фармастор".

Эксперт аптечного рынка Игорь Хмилевский считает, что консолидация проходит не такими значительными темпами.  "В последние три года на рынке не произошло существенных событий, которые кардинально бы поменяли расстановку игроков. По сути, консолидация идет постепенно и планомерно", — добавляет он. С ним согласен директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины, доктор фармацевтических наук Владимир Руденко: "Доля первой сотни сетей увеличивается, но не значительными темпами. В среднем, 1-2% процента в год".

По словам Хмилевского, те сделки M&A, которые происходят на рынке, не оказывают существенного влияния на расстановку сил. "Самой большой сделкой была покупка сети из примерно 40 точек. Это небольшие сделки", — рассказывает Игорь Хмилевский и добавляет, что основным процессом, по которому идет консолидация, является открытие точек в уже существующих сетях, где самых больших успехов, по его мнению,  достигла АНЦ.

Юрий Чертков говорит, что АНЦ активно наращивает свою долю рынка за счет низких цен, единых стандартов работы, возможности резерва лекарств в аптеках через интернет и благодаря раскрученной торговой марки сети, другими словами — за счет эффекта вывески.

Консолидация рынка не происходит за счет сделок M&A, потому что собственникам не выгодно платить за покупку, если они могут открыть аптеки на пустующих локациях, говорит Хмилевский. Топ-менеджер юридической компании рассказал Retailers, что нередки случаи, когда собственники договариваются друг с другом о переуступке прав аренды. "Или же тот, кто закрывает точки, идет к собственнику помещения и договаривается с ним, чтобы на его место стала определенная сеть", — добавляет собеседник Retailers. Игорь Хмилевский рассказывает, что ему известны случаи, когда собственники сетей, у которых до 30 аптек, готовы продать свой бизнес за минимальную цену. Но желающих их купить нет. Мелкие сети не выдерживают конкуренции с более крупными игроками, говорят эксперты. Если наценка на лекарствах в аптеках в среднем составляет 18,7%,  то в крупных сетях она может достигать 12-15%. В крупных аптечных сетях наценки на лекарства в среднем составляют 13%, в небольших — 18, подтверждает Юрий Чертков.

Владимир Руденко считает, что темпы консолидации, которые отмечаются в Украине в последнее время, сохранятся и в будущем. "Вполне возможно, что в будущем фармпроизводители, чтобы не допустить усиления доли АНЦ, к примеру, после того как сеть завоюет 30% рынка, пойдут на уменьшение каких-то преференций этой компании и будут предоставлять их больше другим сетям, чтобы усилить их роль на рынке", — предполагает Игорь Хмилевский.

"Я не думаю, что в ближайшие пять лет активными темпами будет развиваться только АНЦ. Наверное, найдутся силы для развития и у других лидеров рынка, что приведет к сокращению разрыва между АНЦ и другими крупными сетями. Если же никто из крупных игроков ничего не будет предпринимать для развития, а сеть АНЦ продолжит активное наращивание своего присутствия, то АНЦ очень быстро достигнет очень большой доли рынка", — прогнозирует Игорь Хмилевский.

Автор: Николай Днепровский

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.