Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как персональный шопер помогает ритейлерам повышать продажи
Источник фото: backstagetales.com
Персонализация покупок приводит к росту востребованности такой услуги, как персональный шопер. По сути, это стилист, который помогает своему клиенту подобрать look для определенного случая или обновить весь гардероб. За счет частных шоперов у ритейлеров могут вырасти продажи на 100%. И это касается не только премиальных брендов
В британском универмаге Selfridges шопинг-консультанты генерируют 25% продаж отдела женской моды. Средний чек британского fashion-ритейлера Jigsaw повысился со 100 до 400 фунтов благодаря работе персональных шоперов. ТРЦ также пользуются услугами частных шоперов, к примеру Fashion Valley в США, Mahon Point в Ирландии и даже Manlyn Park в ЮАР. В большинстве случаев услуга платная и требует предварительной записи онлайн.
Исторически услуга частного шопера зародилась на премиальном рынке. Но сегодня ее предлагают и демократические бренды, например британский Topshop. Персональный шопинг-сервис Stitch Fix из Сан-Франциско предоставит вам услугу за $20.
В Украине практика работы ТРЦ и ритейлеров со стилистами только начала развиваться. Маркетинг-менеджер City Moda (MAX & Co, Marc Aurel, Reiss, Marina Rinaldi и др.) Наталья Оленич рассказывает, что на продажи, которые генерирует персональный шопер, приходится 5%. «Очевидно, процент небольшой, но и этот канал коммуникации с клиентом мы считаем необходимым», — отмечает Оленич, добавив, что работает с Катериной Ореховой, основательницей Personal Shopper.
«Мы сотрудничаем со многими ритейлерами. Наша комиссия составляет 5–10% от суммы покупки клиента», — рассказывает Орехова. Также Personal Shopper сотрудничает со столичным ЦУМом, где и расположен офис компании Катерины. Получить комментарии представителей ЦУМа не удалось, директор по маркетингу универмага Евгения Курачева вчера не отвечала на звонки.
Компания Personal Shopper до революции 2014 года работала с клиентами с высоким уровнем дохода. Сегодня — преимущественно с клиентами, которые покупают бренды в ценовом сегменте «средний плюс». 70% клиентов компании — женщины 35–45 лет, у которых нет времени на шопинг.
Услугу персонального шопера в прошлом году запустил торговый центр «Мануфактура» (Сумы). Записаться на покупку со стилистом можно на странице торгового центра в Facebook или в самом ТРЦ. В «Мануфактуре» решили сделать эту услугу бесплатной как для клиентов, так и для ритейлеров, которые не платят комиссию от продаж. Запуск услуги персонального шопера в ТРЦ также проводился с помощью Катерины Ореховой, которая обучала стилистов "Мануфактуры". Клиенты торгового центра изначально относились к сервису с недоверием. Но со временем ситуация изменилась. «Сейчас покупатель понимает, что услуга действительно работает, за нее не нужно платить и она не обязывает к каким-либо покупкам», — говорит заместитель директора по маркетингу «Град Инвест» (управляет ТЦ «Мануфактура») Ирина Рыжук. По ее словам, после старта услуги персонального шопера средний процент прироста посещаемости ТРЦ в месяц составляет 11%.
Перспективы персонального стилиста в эпоху онлайн-шопинга
На рынке уже есть алгоритмы, которые можно внедрить в работу онлайн-магазина, и искусственный интеллект подберет лук исходя из ассортимента магазина и типа фигуры покупателя. На этот рынок вышел Amazon, запустив в марте прошлого года сервис Outfit Compare, который помогает клиентам выбрать одежду. В апреле того же года Amazon выпустил камеру Echo Look, которая позволяет делать селфи и загружать их в приложение StyleCheck. Пользователь может сделать два фото в двух разных нарядах, и Echo Look поможет выбрать наиболее подходящий. Выбор производится на основе машинного обучения.
Но Орехова уверена, что ближайшие годы стилистам бояться нечего. «Я считаю, что сегодня искусственный интеллект не способен подобрать образ для клиента так, как может это сделать персональный стилист, — рассуждает Катерина. — Здесь важен человеческий фактор. В моей практике бывали случаи, когда человеку по цветотипу и типу фигуры можно предложить одно, но он согласится надеть совершенно другое в силу своего характера. Машина пока не способна выполнять функции психолога-любителя, как это делают стилисты».
Автор: Дарья Янченко