Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Попытка N5, или как предпринимательницы из Одессы запустили BOX Catering
Источник фото: box-catering.com.ua
BOX Catering — компания родом из Одессы, открывшаяся в феврале 2017 года. Юлии Сухоруковой и Олане Куценко удалось запустить бизнес только с пятой попытки. Зато теперь их детище — BOX Catering — доставляет еду не только в родном городе, но и в Киеве. Мы решили пообщаться с основательницами компании Юлией и Оланой и узнали у девушек, с кем лучше вести совместное дело, чем отличается бизнес в Одессе и Киеве и, конечно, как не опустить руки, когда позади уже 4 неудавшихся проекта
О предшествующих успеху неудачах
Нехватка мотивации, денег, идей, площадей и даже электрической мощности — какие только преграды не ждут предпринимателя на пути к успеху. BOX Catering — уже пятая попытка Оланы и Юлии запустить бизнес. До этого у девушек было 4 провальных проекта.
Изначально предпринимательницы хотели открыть кондитерскую, но арендованное помещение на ул. Греческой в Одессе оказалось слишком большим для выбранного формата. Поэтому Олана с Юлией решили переформатироваться в тапас-бар с кондитерской витриной. С этим проектом пришлось нелегко: нехватка электрической мощности в помещении, поиск возможности отдать производство на аутсорс, отказ арендатора в продлении контракта, поиск нового помещения, запуск маркетинговой кампании. А когда девушки сели подсчитать свои финансовые возможности, выяснилось, что тапас-бар не то что не протянет пару месяцев, но и открыться не сможет: денег нет.
На этом Юлия и Олана не остановились. Они занялись производством пельменей и вареников, потом были модные десерты Gluten-free, а затем и вовсе холодец. Четвертой идеей для бизнеса было приготовление сложных блюд для новогоднего стола — запеченная свинья или индейка, холодец. Запуск производства новогодних блюд также сопровождался рекламой в социальных сетях, закупкой мяса и овощей. И снова неудача — всего один заказ, и тот от знакомой Оланы, которая потом честно призналась, что было невкусно.
«Давайте сделаем еду в коробках» — эта идея пришла в голову Юлии Сухоруковой внезапно, ранним утром, когда девушки говорили по скайпу со своим маркетологом. Первый прототип коробки девушки сделали сами из ватмана, от руки набросали логотип, который потом усовершенствовал графический дизайнер, методом проб и ошибок разработали меню. «Иногда приходилось выбрасывать десятками готовые блюда в мусорный бак, что, конечно, было неприятно для поваров», — вспоминает Юлия.
Источник фото: facebook.com/BoxCateringUkraine
О работе BOX Catering
Для запуска в Одессе потребовалось $100 000. Эти деньги девушкам пришлось одолжить у друзей, потому что собственные деньги закончились на предыдущих неудачных попытках. «Компания вышла на операционную прибыль мы с первого месяца», — рассказывает Юлия. Проект в Одессе уже окупился, поэтому есть деньги на расширение производства. «Если на старте у BOX Catering кухня была всего 50 кв. м и использовалась еще как офис, то сейчас у нас только в Одессе кухня занимает 200 кв. м. Также мы обзавелись складом, офисом и комнатой-холодильником», — говорит Юлия. Производство в Киеве занимает 250 кв. м, где работает 36 поваров.
BOX Catering имеет свой штат курьеров. Раньше компания пользовалась услугами одесской службы доставки, но позднее Олана и Юлия решили все же нанять своих курьеров. «Без своего штата курьеров вы теряете связь с клиентом», — поясняет Юлия. В Одессе также проводился эксперимент с использованием поваров в качестве доставщиков. Девушки признаются, кто клиенты были в приятном шоке, когда еду им доставлял повар в белой форме, предлагавший помощь в сервировке стола. На доставку заказа у BOX Catering уходит всего 2 часа. В день компания доставляет примерно 15 заказов, где может быть от 1 до 20 коробок с едой. Средний чек BOX Catering составляет $100.
Клиенты BOX Catering — частные лица и компании. Девушки подметили интересные различия в обслуживании корпоративного и частного клиента. Например, корпоративному клиенту абсолютно все равно, как выглядит курьер, и ему больше предпочтителен вариант, где не нужно тщательно выбирать продукт. Частный же клиент предпочитает все выбирать самостоятельно и много общаться через все возможные каналы коммуникации. С корпоративным клиентом работать оказалось несколько проще, потому что, как правило, у компаний уже есть согласованный список мероприятий и они делают заказ минимум за неделю.
Среди достижений BOX Catering Олана и Юлия отмечают написание специального программного обеспечения для компании. Софт, разработанный IT-специалистами BOX Catering, включает все бизнес-процессы в компании, начиная с отслеживания местонахождения курьера и заканчивая закупками продуктов.
Источник фото: box-catering.com.ua
О друзьях в бизнесе
Обе девушки уверены, что друзья вместе работать не смогут. Ключом к успеху в совместной работе Юлия и Олана считают именно отсутствие дружбы в начале совместного предпринимательства. «С другом у вас уже есть сформировавшиеся отношения, поэтому любые острые углы могут вызывать разочарование. В работе они возникают нередко. Иногда их стоит обходить, а иногда, наоборот, концентрировать на них внимание во имя общего дела. В случае с BOX Catering мы с Юлей воспринимали друг друга как партнеров и рабочие отношения были важнее личных. Поэтому острые углы не воспринимались так болезненно. Сегодня нам удается их сглаживать, не оставляя за собой обид и сохраняя при этом теплые дружеские отношения», — рассуждает Олана. Партнерство в бизнесе - это постоянная работа над собой. Сейчас предпринимательницы уверены, что, будь они друзьями, никакой бизнес у них совместно построить не получилось бы.
Об отличиях Киева и Одессы
BOX Catering в Одессе занимается и доставкой еды, и кейтерингом, в Киеве же Юлия с Оланой решили ограничиться только доставкой. Девушки поясняют это насыщенностью рынка в Киеве, чем Одесса пока похвастаться не может. Также среди отличий между бизнесом в Одессе и Киеве Юлия с Оланой выделяют способы продвижения. «В Киеве сейчас основным способом продвижения является интернет. Для Одессы же более действенным инструментом является сарафанное радио — мы сами так и получили популярность в родном городе, а интернет-продвижением занялись только в июле», — рассказывает Юлия.
Стратегией запуска бизнеса в Одессе было отсутствие стратегии. «Одесса — душа бренда», — говорит Олана. Поэтому девушки решили вести бизнес в Одессе самостоятельно, не обращаясь за помощью к консультантам, которые помогают развитию в Киеве. Выход на рынок Киева начался со стратегической сессии, написания стратегии, систематизации бизнеса, внедрения Scrum.
«Внедрение Scrum помогло BOX Catering в процессе выхода на рынок Киева, — признается Юлия. — Благодаря этой технологии нам удалось запуститься в Киеве всего за полтора месяца».
Автор: Дарья Янченко