Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Изменения в потреблении: украинцы в 2014 году переходят на недорогие продукты и запасаются впрок
uainfo.org
Согласно исследованию GfK Ukraine, по итогам III квартала украинцы начали покупать больше консервов и сухих завтраков и реже ходить в магазины, стали меньше покупать, но из-за инфляции оставили больше денег в продуктовых магазинах. Ритейлеры по итогам декабря и кризисного 2014 года отмечают другие тенденции: рост покупателей и товарооборота в целом, но увеличение доли бюджетных покупок
Вместо морепродуктов, сыра и водки украинцы стали покупать мясные консервы, макароны и овощи. По результатам исследования GfK Ukraine трех кварталов 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013-го, покупка потребительских товаров уменьшилась на 4% в натуральном выражении, но из-за роста цен украинцы потратили на них на 8% больше, чем в прошлом году. Размер среднего чека покупки не изменился, но покупатели стали реже ходить в магазины. Больше стали потреблять продуктов в Западной Украине, меньше — на Востоке и Севере. Существенно подорожала потребительская корзина киевлян из-за большой доли импортных продуктов. Потребление мясных консервов выросло в 1,5 раза, макарон — на 6%, овощей — на 3%. В то же время свежей рыбы украинцы употребили на 13% меньше, морепродуктов — на 14%, сыра — на 15%, водки — на 18%.
«Исследование GfK Ukraine впервые за много лет зафиксировало стремительный рост покупки мясных консервов и сухих завтраков, что, наверное, связано как с защитной реакцией потребителя на текущие риски, так и с помощью военным. Тем не менее украинцы, как и ранее, не гонятся за дешевыми продуктами и товарами, а отдают предпочтение тому, чтобы купить меньше, но качественное», — отмечает Марина Забарило, руководитель Потребительской панели домохозяйств Consumer Panel Services GfK Ukraine.
В торговой сети Varus довольны результатом декабря: товарооборот вырос на 82% по сравнению с декабрем 2013-го, количество покупателей увеличилось на 62%. Директор по маркетингу Екатерина Огуряева отмечает увеличение покупок акционных товаров, более избирательный подход к ценам — покупатели мониторят цены в супермаркетах, прежде чем сделать покупки.
«Наблюдается смещение спроса во многих товарных категориях в сторону более дешевых продуктов — например, в декабре 2014 года продажи дешевого сыра приросли более чем в два раза за счет отказа от импортных сыров. Растет доля потребления продукции собственных торговых марок — покупатели отказываются от брендовых позиций и делают «умные покупки», отдавая предпочтение соотношению цена-качество», — говорит Огуряева.
Потребители стали покупать более дешевые продукты даже в Новый год и запасаться товарами впрок. Но при этом Огуряева отмечает разницу между поведением покупателей в кризисные 2008 и 2014 годы: «Разница в том, что в 2008 году не было военных действий и эффекта неожиданности. Сейчас, в отличие от предыдущего кризиса, ажиотажный спрос зависит от сводок новостей. Так же, как и в 2008 году, покупатели стараются запастись продуктами до еще большего подорожания из-за курса доллара, поэтому инвестируют в закупку продуктов с длительным сроком годности».
В сети «Брусничка» также отмечают увеличение доли недорогих товаров и закупки впрок. С начала года произошло подорожание товаров, стоимость которых зависит от курса доллара, — импортные продукты и продукция производителей, использующих зарубежное сырье и материалы. Потребители ищут более доступные ценовые предложения. Кроме того, многие люди остерегаются дефицита, поэтому стремятся сделать запасы продуктов питания с длительными сроками хранения и товаров первой необходимости. Повышенное внимание проявляют к бакалее: крупам, консервам, макаронным изделиям.
«При наличии разумной альтернативы большинство клиентов отдает предпочтение демократичным торговым маркам. В последнее время эксперты отмечают повышение потребительского интереса к более доступным по сравнению с именитыми брендами товарам СТМ», — говорит Яна Лестева, руководитель пресс-службы торговой сети «Брусничка».
По словам Олеси Оленицкой, руководителя отдела корпоративных коммуникаций «МЕТРО Кеш энд Керри Украина», в сети «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» наблюдают тенденцию к большей экономии и откладыванию необязательных покупок на потом: на прежнем уровне остался спрос на товары повседневного потребления, а в премиум-сегменте произошло небольшое снижение продаж. Сеть, исходя из предпочтений покупателей, также расширяет ассортимент товаров под СТМ и товаров собственного импорта, причем планирует наращивать СТМ в нижнем и среднем ценовом сегменте.
Автор: Дарья Златьева