Обувщики добились нулевых экспортных пошлин в ЕС

22.08.2017
2015

Ivona

Украинские производители обуви получат преференции от Европейского союза. Предварительно с 1 октября отменяются пошлины на экспорт части украинской обуви (на обувь на резиновой и пластмассовой подошве пошлину отменят позднее — с 1 января 2019 года. — Ред.) в страны ЕС. Об этом рассказала LIGA.net заместитель министра экономики — торговый представитель Украины Наталия Микольская. «Ожидается, что соответствующее решение будет официально опубликовано в конце сентября 2017 года», — говорит она и добавляет, что льготы будут действовать на протяжении трех лет. Обувщики смогут нарастить экспорт в страны ЕС примерно на 20%, но первые результаты будут видны только через год

Нулевые пошлины на экспорт обуви в страны ЕС предусматривались в Соглашении об Ассоциации со странами ЕС, которое вступило в силу с 1 января 2015 года, рассказывает председатель ассоциации Укрлегпром Валентина Изовит. «Но в итоговом документе появилась норма, что эти льготы вступают в силу только через пять лет после вступления соглашения в силу», — уточняет эксперт и добавляет, что обувным производителям необходимо было получить сертификат Евро-1. Он должен подтвердить, что экспортируемая из Украины продукция выпускается исключительно на местных фабриках. Комплектующие можно завозить из любой страны мира, говорит Изовит.

Но производители обуви захотели получить льготы раньше, чем в 2020 году. Татьяна Изовит говорит, что совместно с Натальей Микольской они провели несколько раундов переговоров с еврочиновниками. Обувщиков можно понять: размер экспортной пошлины составляет 12% от стоимости изделия. Только на некоторые виды обуви пошлина отменена с 1 января 2015 года. 

17 июля Совет ЕС утвердил предложение Еврокомиссии о предоставлении Украине дополнительных торговых преференций. Украинские производители сельскохозяйственной продукции получили незначительное увеличение годовых квот: для обработанных томатов — 3 000 т, пшеницы — 65 000 т, кукурузы — 625 000 т, меда — 2500 т в год. Но гораздо больше повезло производителям обуви, которые все же попали в льготный перечень. Квоты на экспорт украинской обуви, в отличие от сельскохозяйственной продукции, не предусмотрены.

Экспорт обуви из Украины в страны ЕС на протяжение последних двух с половиной лет растет. Например, если в 2015 г. производители поставили на европейский рынок товаров на $151 млн, то в 2016 г. — $164 млн, говорится в отчете Государственной службы статистики. По данным ведомства за пять месяцев этого года компании экспортировали обуви на $73,8 млн, а по итогам года объем поставок может превысить показатели прошлого года.

Воспользуются ли фабрики преференциями? Около 10% продукции наша компания поставляет за границу, преимущественно в Грузию, Молдавию, Израиль и Канаду, рассказывает директор обувной фабрики «Берегиня» Нина Бас. «Пробные партии отправлены в Чехию и Австрию», — сообщает она. Бас говорит, что после отмены пошлин «Берегиня» планирует расширить перечень зарубежных контрагентов.

Украинская обувь в среднем на 30% дешевле по сравнению с аналогами, выпущенными в странах ЕС, перечисляет преимущества местных производителей президент Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. «Украинские фабрики выпускают неплохие модели, которые продаются уже не только на рынках. Местные товары успешно конкурируют с иностранными аналогами внутри страны. Поэтому проблем не будет и на внешних рынках», — уверен эксперт. Дорошенко прогнозирует, что первые результаты действия отмены пошлин будут видны не ранее чем через год. Столько времени понадобится украинским производителям для поиска и подписания договоров с крупными оптовыми компаниями.

В странах ЕС рынок контролируется крупными торговыми сетями, и чтобы подписать с ними контракт, надо производить несколько миллионов пар обуви в год, признает Нина Бас. «Наша компания выпускает только 500 000 пар в год», — добавляет она. Поэтому основной упор в странах ЕС небольшие производители будут делать на отдельно стоящие магазины или локальные сети.   

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.