Украинский рынок глазами международных ритейлеров. Обзор годовых отчетов за 2016 год

17.08.2017
5733

Портал Retailers ознакомился с годовыми отчетами международных ритейлеров, работающих на рынке Украины. Компании все еще отмечают влияние конфликта между Украиной и Россией на свой бизнес. В целом международные ритейлеры позитивно настроены в отношении рынка Украины. 2016 год охарактеризовался стабилизацией курса, что позитивно сказалось на продажах. И ритейлеры уже готовы рассматривать Украину как площадку для развития, в основном это касается fashion-компаний: LPP, INDITEX, H&М

REWE Group

Выручка за 2016 год: EUR54,14 млрд

Рост/падение по сравнению с предыдущим годом: +5%

Общее число магазинов: 15 000

Число магазинов в Украине: 36

Число сотрудников в Украине: более 2 200

Источник фото: comments.ua

REWE Group — ведущая торговая и туристическая группа в Германии и Европе, которая развивается в нескольких бизнес-сегментах: национальные супермаркеты (REWE, REWE.de, nahkauf), интернациональные супермаркеты (Billa, MERKUR, BIPA, ADEG), национальные и международные дискаунтеры (Penny, XXL), национальные специализированные магазины (Gartenliebe, toom), путешествия и туризм (KUONI, DER, Apollo, ITS Billa Reisen) и другие (Glocken Bäckerei, ZooRojal, REWE Systems, EHA).

«В большинстве стран Центральной и Восточной Европы, где представлена REWE Group, в 2016 году компании развивались позитивно. Болгария, Хорватия, Румыния, Словакия, Чехия, Украина и Венгрия пережили подъем. В основном его причиной послужили потребительские расходы и более высокий уровень экспорта. Потребительские расходы увеличились от увеличения реальных доходов, чему, в свою очередь, способствовали снижение уровня безработицы и инфляции. Отмечается, что позитивное развитие рынка Украины также объясняется уровнем инфляции.

Россия по-прежнему находится в стадии рецессии, в основном по причине санкций западных государств из-за российско-украинского конфликта.

Также в Украине в 2016 году ВВП вырос на 1,5%, инфляция — 15,1%, а уровень безработицы — 9%. В 2017 году ожидаются следующие результаты по этим же показателям: ВВП — 2,5%, инфляция — 11%, безработица — 8,7%.

Metro AG (Metro Group)

Выручка за 2016 год: EUR58,4 млрд

Рост/падение по сравнению с предыдущим годом: −1,4%

Общее число магазинов: 751 (Metro Cash & Carry)

Число магазинов в Украине: 32

Число сотрудников в Украине: более 2 700

Источник фото: linkedin.com

Metro Group — немецкий торговый концерн, работающий в 21 стране мира. Компания представлена в Украине сетью из 32 магазинов Metro Cash & Carry в 11 городах.

В годовом отчете компании выражается обеспокоенность российско-украинским конфликтом, так как это сказывается на развитии рынка в двух государствах. Так, за 2016 год количество сотрудников Metro Cash & Carry в Украине сократилось на 18%, в России — на 7% (финансовый год закончился 1 сентября 2016 года. — Ред.). 

«Страны Восточной Европы по-прежнему испытывают трудности в экономическом плане. Это касается России и продолжающегося конфликта с Украиной. Как и в предыдущем году, обе страны зафиксировали отрицательный экономический рост. Однако общий экономический результат еще не снизился к концу финансового года. Слабая экономика снизила розничные продажи в течение финансового года 2015/2016. В то время как превышение среднегодовых цен привело к более высоким номинальным розничным продажам, розничные продажи с поправкой на цены резко снизились.

Auchan Holding

Выручка за 2016 год: EUR52,8 млрд

Рост/падение по сравнению с предыдущим годом: −18%

Общее число магазинов: 3 715 гипермаркетов, магазинов и торговых центров

Число магазинов в Украине: 11 гипермаркетов и 3 торговых центра

Число сотрудников в Украине: более 2800

Источник фото: Капитал

Auchan Holding — французская корпорация, основным источником дохода которой является сеть магазинов Auchan, представленных в 17 странах мира. В Украине насчитывается 11 гипермаркетов Auchan и 3 торговых центра.

В годовом отчете за 2016 год отмечается продуктивная работа OneyBank в 11 странах мира: Франции, Испании, Португалии, Италии, Венгрии, Польше, Румынии, Украине, России, материковом Китае и Мальте). Количество клиентов банка в 2016 году составляет около 8,9 млн человек, а консолидированная финансовая отчетность показала доход в размере 406 млн евро. Однако 97,9% выручки корпорации приходится на Auchan Retail. В географическом отношении Франция составила 35% дохода, другие страны Западной Европы — 19%, на Польшу, Венгрию, Румынию, Украину, Россию приходится 18,7% дохода, на Китай — 27,5%.

CK Hutchison Holdings

Выручка за 2016 год: 372,6 млн гонконгских долларов

Рост/падение по сравнению с предыдущим годом: −6%

Общее число магазинов: более 13 300

Число магазинов в Украине: 428 магазинов и 27 аптек

Число сотрудников в Украине: более 3 000

Источник фото: farmmafia.com.ua

CK Hutchison Group — китайский многопрофильный конгломерат, который работает более чем в 50 странах мира, имеет свыше 290 000 сотрудников. Деятельность компании связана с телекоммуникациями, энергетикой, портовым хозяйством, инфраструктурой и ритейлом. Подразделение, занимающееся ритейлом, имеет более 13 000 магазинов и аптек на 25 рынках по всему миру. Занимается продажей бытовой электроники и электроприборов, товаров для здоровья и красоты. В Украине компания представлена сетью магазинов и аптек Watsons.

К концу 2016 года количество магазинов и аптек в сегменте «Здоровье и красота» в Восточной Европе составляет 2 138, из них около 20% приходится на магазины на территории Украины. В то же время 55% составляют магазины Rossmann в Польше, 9% — Rossmann в Венгрии и 16% — магазины в других восточноевропейских странах.

В основном деятельность CK Hutchison Group касается Китая и Гонконга, поэтому в годовых отчетах Европе в целом и Украине в частности уделяется не так много внимания.

LPP Group

Выручка за 2016 год: EUR1,375 млрд

Рост/падение по сравнению с предыдущим годом: +11%

Общее число магазинов: 1 704

Число магазинов в Украине: 62

Число сотрудников в Украине: н/д    

Источник фото: FashionNetwork

LPP Group — польская компания, занимающаяся проектированием и дистрибуцией одежды 5 брендов: Reserved, Cropp, House, Mohito, Sinsay, Outlet. В Украине представлена 62 магазинами: Reserved (20 магазинов), Cropp (12 магазинов), House (14 магазинов), Mohito (11 магазинов), Sinsay (4 магазина), Outlet (1 магазин).

Прибыль компании за 4 квартал 2016 года в Украине составила 62 960 злотых, а за весь год — 225 547 злотых. Самые высокие уровни продаж за 4 квартал 2016 года, помимо Польши, пришлись на Россию, Украину, Чехию и Венгрию.

Среди основных факторов, важных для дальнейшего развития рынка, выделяются экономическая ситуация в Польше, а также в ближайших странах-соседях — России и Украине; курс USD/EUR и RUB/UAH; возможный запрет в Польше на торговлю по воскресеньям; затраты на персонал и обслуживание торговых точек; развитие e-commerce.

Также в 2017 году планируется расширить рынки в Германии, России и Украине, выйти на рынки Беларуси, Казахстана, Сербии и Великобритании.

Inditex

Выручка за 2016 год: EUR23,3 млрд

Рост/падение по сравнению с предыдущим годом: +12%

Общее число магазинов: 7 571

Число магазинов в Украине: 54

Число сотрудников в Украине: 1 124

Источник фото: Vsetutpl

Inditex — испанский fashion-ритейлер, объединяющий 8 брендов: Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home and Uterqüe. В Украине представлены: Zara (9 магазинов), Pull & Bear (11 магазинов), Massimo Dutti (5 магазинов), Bershka (11 магазинов), Stradivarius (11 магазинов), Oysho (6 магазинов), Uterqüe (1 магазин).

В 2016 году бренд Uterqüe вышел на рынки Польши и Украины.

В 2016 году выручка Inditex достигла EUR23,3 млрд — это на 12% больше, чем в 2015-м. 

В киевском ТРЦ Lavina Mall был открыт самый большой магазин Zara в Восточной Европе наряду с другими пятью брендами Inditex — Bershka, Stradivarius, Pull & Bear, Massimo Dutti и Oysho.

H&M (Hennes & Mauritz)

Выручка за 2016 год: 222,8 млн шведских крон

Рост/падение по сравнению с предыдущим годом: +5%

Общее число магазинов: 4 077

Источник фото: www.newsec.lt

H&M (Hennes & Mauritz) — шведский fashion-ритейлер, представленный в 64 странах мира. Компания развивает 5 брендов — H&M, Monki, COS, Weekday, Cheap Monday, — насчитывает более 161 000 сотрудников по всему миру и имеет более 40 онлайн-магазинов. 

Валовая прибыль H&M за 2016 год увеличилась до 106,2 млн шведских крон. Сеть магазинов значительно расширилась — 427 новых магазинов и 11 онлайн-рынков. К концу 2016 года H&M имела 35 онлайн-магазинов, 4 351 торговую точку на 64 рынках. Также в группе H&M в 2016 году было создано 13 000 новых рабочих мест, а количество сотрудников в конце финансового года составило более 161 000.

В отчете за первое полугодие 2017 года была опубликована информация, что к 2018-му H&M выйдет на рынки Уругвая и Украины.

Автор: Дарья Янченко

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.