Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Сеть Akvarel до конца года откроет 16 магазинов. Интервью с директором по развитию сети

Сеть канцелярских товаров Akvarel начала работать в Днепре 10 лет назад, но активно развиваться стала в последние два года. Сеть уже насчитывает 34 магазина, и до конца года планируется открытие еще 16. Директор по развитию сети Ольга Топчий рассказала о том, что кризис стимулировал украинцев заниматься творчеством, за счет чего вырос спрос на товары в художественной группе
— Расскажите о проекте Akvarel. Какой ассортимент представлен в вашей сети? Каких результатов достигли?
— Мы представляем полную канцелярскую группу, ассортимент товаров для школы, художественное направление как для любителей, так и для профессионалов. Также у нас представлены игрушки для развития, конструкторы, наборы для творчества, литература для детей.
На рынке под торговым знаком Akvarel мы уже 10 лет. Начинали с Днепра, а за последние три года открыли новые регионы: Харьков, Одесса, Львов, Киев и Днепропетровскую область. Сегодня сеть объединяет 34 магазина.
— Вы вышли за пределы Днепра в 2014 году, когда начинался кризис. Почему у вас появилась уверенность, что можно развиваться дальше?
— Как раз в 2013–2014 годах нам начали звонить люди из разных городов и просить франшизу. Говорили, что им нравится проект и они хотели бы развивать его в своих регионах. Мы не видели перспективы развития по франшизе, но поняли, что наш формат интересен рынку. Наверное, это и послужило толчком к выходу в новые регионы. Так мы открыли первый магазин в Харькове. С тех пор за пределами Днепра мы открыли 16 торговых объектов.
— Какие факторы сейчас способствуют развитию?
— Произошли кардинальные перемены в обществе. Это очень хорошо, когда люди хотят больше заниматься творчеством, больше себя проявлять. Наша сеть как раз в период кризиса увеличила продажи в художественной группе, что дало нам возможность пережить сокращение запросов от офисов. Сейчас компании увеличили бюджеты на канцелярские товары, и продажи сегментов снова сравнялись. В этом году нас радуют украинские производители, которые предложили кардинально новые цвета и новые товары. Надеемся, и в дальнейшем каждый сезон они будут предлагать яркие продукты, чтобы клиенты просто не могли устоять перед этой красотой.
— В каком формате вы работаете?
— Это торговые объекты от 300 до 1200 кв. м. Изначально мы открывались в формате 300 кв. м. Сейчас уже сложно поместиться в рамки такого формата. По нашим внутренним оценкам, идеальный формат — 900 кв. м.
— Вы работаете только в рознице или развиваете также оптовое направление?
— У нас есть не столько оптовое, сколько сервисное направление — это школы, вузы, офисы которые закупают товары для своих нужд. Во всех крупных магазинах есть менеджеры, которые помогут оформить и собрать заказ. По художественному направлению активно работаем со специализированными школами и профильными вузами.
— Расскажите подробнее об ассортиментной политике.
— У нас более 150 000 позиций. Собственный импорт занимает около 15% от ассортимента. В основном у нас представлены товары в категории «средний+». Они пользуются спросом среди людей, занимающихся творчеством профессионально. Есть собственное небольшое производство — это детская бумага для творчества, акварельные папки, подрамники. Всю остальную продукцию закупаем у украинских дистрибьюторов.
— Кто ваши основные розничные покупатели?
— У нас нет ограничений по возрасту. В большей степени это молодые мамы, которые и сами хотят развиваться и покупают продукцию для своих детей, а также профессиональные художники.
— Насколько высокая конкуренция на рынке? Видите ли вы конкурентов в лице неорганизованного ритейла?
— На наш взгляд, формат Akvarel как специализированный магазин вне конкуренции, поскольку магазинов в подобном формате просто нет в Украине. К тому же товары собственного импорта в художественной группе — это наше кардинальное отличие от других сетей.
Сейчас, конечно, появляются последователи, но все равно это, как правило, отдельные форматы — отдельно игрушки, отдельно канцелярия, отдельно товары для творчества. По нашим наблюдениям, люди, которые ходят на рынок или в масс-маркет, где представлена канцелярская группа, будут продолжать туда ходить. У нас свой клиент и своя аудитория, совершающие покупки постоянно.
— Можно ли сказать, что потребители не стараются экономить любой ценой?
— Этот год, безусловно, лучше двух предыдущих. Наши продажи выросли по сравнению с прошлым годом. К тому же в этом году сезон начался раньше. Если в предыдущие годы подготовка к школе начиналась после 15 августа, то сейчас уже вся школьная коллекция на полках была представлена начиная с апреля, и люди охотно покупали. Возможно, сказалось, что мы стимулировали продажи акционными предложениями. Покупатели внимательно следят за выгодными предложениями и не упускают возможность покупать товары по более выгодной цене. Однако общая тенденция — кризис миновал и люди уже настроены позитивно.
— Сколько стоит в этом году собрать ребенка в школу?
— Самый бюджетный вариант — около 900 грн, не учитывая форму. В эту сумму войдет ранец, пенал, сумка для обуви и канцелярия. Средний вариант около 2500.
— Вы идете в ТРЦ. Для вас это принципиально?
— У нас не только ТРЦ, есть и стрит-ритейл. Но в принципе мы поняли, что в новый регион проще заходить через качественную площадку, где уже сформирован поток людей. К тому же торговые центры приглашают, понимая, что наш формат востребованный.
— Как вы видите дальнейшее развитие? Будете продавать франшизу?
— Нам предлагали открыть магазин в Варшаве, но мы пока не готовы. На наш взгляд, украинский рынок весьма перспективен, и он остается в приоритете. К концу года планируем вырасти до 50 магазинов. Ближайшее открытие нашего магазина площадью 506 кв. м состоится в ТРЦ «Гулливер». Осенью откроем магазин площадью 700 кв. м в формате стрит-ритейла в центре Одессы. Франшизу пока не рассматриваем.
— Какие планы в онлайне?
— У нас есть онлайн-продажи. Но сайтом особо никто не занимался. Сейчас мы это пересмотрели и перезапустили сайт. Мы еще слишком молоды в интернет-продажах, чтобы похвастаться результатами. Пока средний чек и количество товаров выше в офлайне. Но однозначно рассчитываем, что онлайн-магазин будет продавать как крупноформатный розничный магазин.
Автор: Александр Шокун