Как повлияет на украинский e-commerce блокировка работы российских компаний из списка президента

16.05.2017
5491

www.kp.ru

15 мая президент Украины ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер». Решение СНБО предполагает блокировку доступа ко всем сервисам «Яндекса», Mail.Ru Group, 1С, «Софтлайн Групп», Корпорации «Парус», соцсетям «ВКонтакте» и «Одноклассники». Блокированы также будут сайты антивирусных компаний «Лаборатория Касперского», DrWeb и еще ряда других российских IT-компаний. Представители украинского e-commerca рассказали, что изменится в их работе после блокировки компаний из санкционного списка

Александр Жиляев, руководитель digital-направления COMFY:

Сегодня указанные площадки охватывают около 90% аудитории интернет-пользователей. Случится перераспределение на другие площадки и в другие каналы. Думаю, что стоимость контакта в интернете повысится. Будем развивать новые каналы коммуникации и новые социальные сети. Это не первое и не последнее изменение в нашей стране. Мы уже привыкли и готовы быстро реагировать.

Дмитрий Покотило, управляющий партнер, F.ua:

Посетители, которые переходили на сайт f.ua с сервисов «Яндекса» и mail.ru, нам генерили совокупно не более 5% реальных продаж. Думаю, пользователи «перетекут» в другие поисковые службы. И хотя более 25% подписчиков в нашей базе использовали сервисы «Яндекса» и mail.ru для почты, я считаю, что все быстро освоят разные службы VPN, особенно молодая аудитория «ВКонтакте».

Андрей Копылов, руководитель интернет-магазина «925»:

Google станет почти монополистом на рекламные бюджеты поиска, что повлечет за собой рост рекламных ставок. То же самое касается FA + Insta. Глобально: достижение тех же результатов будет требовать больших бюджетов. Если поиск «Яндекса» отключат, то уйдет часть органического трафика на время. Позже вернется. В любом случае потери временные. Скорее всего, будет происходить развитие непопулярных в Украине поисковых систем типа Bing, что добавит работы интернет-маркетологам — придется находить подходы к ним. Мы потеряем MyTarget, а это неплохой источник рекламы.

Валерия Толочина, маркетинг-директор INTERTOP:

Наша SMM-стратегия изначально строилась на развитии сообществ в Facebook, где у INTERTOP около 155 000 подписчиков, а у Marc O'Polo Ukraine около 40 000. Немного позже мы подключили Instagram и YouТube. Есть планы по дальнейшему развитию, но так как «ВК» и «Одноклассники» никогда в них не входили, блокирование для нашего бизнеса пройдет незаметно. 

Что касается поисковых сервисов, конечно, мы использовали «Яндекс» параллельно с Google, и предполагаю, что после введения санкций потеряем часть трафика. Но в случае с нашей целевой аудиторией это будет не более 7% трафика в первые пару месяцев, пока пользователи не адаптируются. 

Святослав Амелин, основатель интернет-магазинов Zlato.ua и MebelOk: 

Для e-commerce трафик с «Яндекса» и других указанных в решении ресурсов составляет от 10 до 30%. Этот трафик дешевле и более конверсионный, чем с Google. Думаю, что за 2–3 месяца пользователи перестроятся. Но стоимость рекламы в Google возрастет, и в итоге это приведет к дополнительным вложениям торговцев в адаптацию к новым условиям и к новым ценам на рекламу, к росту цен на товары. Для e-commerce плохо, что это сделали в несезон, когда и так продаж немного.

Катерина Микула, С Lamoda Украина и Беларусь:

Для нас блокировка сайтов «ВКонтакте» и «Одноклассники» – это потеря двух крупных каналов коммуникации. На сегодняшней день у нас достаточно активные паблики с высоким уровнем вовлеченности. Количество подписчиков Lamoda во «ВКонтакте» достигает 36 тысяч, в «Одноклассниках» – 10 тысяч. Если говорить о регионах, то «ВКонтакте» пользовался большим спросом у аудитории, нежели Facebook. Также мы теряем возможности рекламы в «Яндексе», «ВКонтакте» и «Одноклассниках». С другой стороны, мы сможем оптимизировать наши ресурсы и направить их на развитие других каналов», – отметила CEO Lamoda в Украине и Белоруссии Катерина Микула.

Вячеслав Волоха, eCommerce-директор Citrus.UA:

В совокупности со всеми сервисами «Яндекса» и Mail.ri Citrus.UA потеряет не более 5%, так как основную долю занимают другие источники привлечения. Возможно, если заблокируют «Яндекс.Директ», Google.Adwords будет более раскрепощенно чувствовать себя на рынке и за счет монополии повышать стоимость переходов. Многим пользователям будет не хватать «Яндекс.Карт» и «Яндекс.Метрики», но выход есть — VPN. Многие используют именно 1С для складского и управленческого учета, но для IT-компаний это шанс выпустить свой продукт для ERP-решений на территории Украины.

Юлия Шилова, директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique: 

Украинский e-commerce теряет доступ к площадкам, которые давали до 30–50% трафика. Это может быть проблемой на несколько недель, но к старту осеннего сезона проседания компенсируются, так как и пользователи и интернет-маркетологи переориентируются на другие площадки. Также придется попрощаться с вебвизором, вордстатом, переводчиками и другими довольно удобными сервисами. Но здесь проще — большинству из них (кроме вебвизора) есть альтернативы у Google.

Те, кто работают с имейл-рассылками, столкнутся с проблемой работы с подписчиками mail.ru и «Яндекс». Среди массовой аудитории это популярные сервисы, которые могут составлять до половины базы. И тут уже речь идет о потенциально серьезных убытках для бизнеса — от 5 и до 30% от выручки ежемесячно.

Многие e-commerce используют 1С в качестве ERP. И пожалуй, это самый главный вопрос для отрасли — какой продукт способен заменить, как быстро ему можно обучить персонал, а самое главное, за какое время и какие деньги можно кастомизировать и интегрировать этот продукт в бизнес-процессы компании (и вообще есть ли на рынке в достаточном количестве люди, способные поддерживать этот продукт).

Евгений Шевченко, директор агентства интернет-рекламы UAMaster:

У среднего и крупного бизнеса есть бюджеты на год, они разбиты по блокам и внутри по инструментам. Думаю, что первым шагом будет корректировка медиаплана внутри этих блоков: бюджет с «ВК» перебросит на «ФБ». Аудитории будут перетекать между площадками, поэтому кардинально ничего не изменится. Очень вероятно повышение стоимости клика в «ФБ». Глобально бюджеты на интернет-рекламу не поменяются, они просто перераспределятся по инструментам, площадкам — и все. 

Это может коснуться и рассылок, поскольку в Украине достаточно много пользователей почтовых сервисов. Но тут ситуация такая же, как и с соцсетями: пользователи имеют профили в «ФБ», «Инстаграмме» и других соцсетях, так и почтовый ящик они обычно регистрируют не один. 

Надежда Фомина, директор по маркетингу сети PROSTOR:

Указ президента о новых санкциях против России никак не отразится на digital-стратегии PROSTOR. Показатели по размещению на ресурсах «Яндекс», «ВКонтакте» в апреле 2017-го составили до 1% в охвате и до 0,5% в переходах в рамках общего медиаплана, и командой было принято решение отказаться от использования этих ресурсов в последующих периодах, перераспределив бюджет в пользу более эффективных, таких как Google, YouTube и Facebook.

Вадим Воробьев, New Business Director Promo.ua:

«Яндекс», «Одноклассники», «ВКонтакте», mail.ru в своей массе обеспечивают до 20% доли рекламных инвестиций в Украине, что позволяет выдерживать достойный уровень конкуренции на рынке между ними. Закрытие данных каналов и их инструментов может повлечь за собой удорожание стоимости контакта с целевой аудиторией в связи с повышением конкуренции в оставшихся доступных каналах. При получении более высокой стоимости клика при прочих равных снижается ROI, а соответственно, клиент теряет свою доходность.

Дополнительно данные каналы имеют свою определенную целевую аудиторию, с которой было легко контактировать в рамках своих определенных, в том числе и уникальных таргетингов (как пример, «Яндекс»-аудитории, которые позволяют таргетироваться даже по конкретному номеру абонента, или возможность таргетинга на пользователей конкретных сообществ, а также жителей конкретных населенных пунктов в «ВК»). Скорее всего, часть аудитории переместится в другие каналы.

Все это в любом случае влечет за собой неудобства и финансовые потери для всех ecommerce-игроков и тех, кто причастен к рынку интернет-маркетинга в Украине.

На сайте 1c.ua компания разместила сообщение для пользователей:

Информируем наших пользователей о том, что использование программных продуктов 1С: Предприятие полностью соответствует действующему законодательству Украины. Указ президента Украины №133/2017 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28 апреля 2017 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» касается только отдельных юридических лиц.
Программа 1С: Предприятие полностью работоспособна, техническая поддержка работает в штатном режиме, все информационно-методологические ресурсы доступны для пользования. Партнеры 1С: Франчайзи продолжают оказывать услуги по обновлению продуктов и информационно-технологической поддержке пользователей программных продуктов 1С: Предприятия. 

Автор: Дарья Златьева

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.