Как масштабировать бизнес. История основателя Say Yes! Photodays Сергея Евсюкова

15.05.2017
2258

Сергей Евсюков сумел найти нишу на конкурентном рынке фотографии. Сервис по организации фотосессий «под ключ» Say Yes! Photodays зарабатывает около 10 млн грн в год. Как ему это удалось?

Компания Сергея Евсюкова Say Yes! Photodays занимается организацией фотосессий: поиском и подготовкой места, подбором фотографов, осветителей, имиджмейкеров, стилистов, гримеров. Компания продает, сдает в аренду и помогает разработать образы для съемок. Сегодня Say Yes! Photodays ежегодно проводит около 7 500 фотосессий и генерирует оборот около 10 млн грн.

В 2008 году двое парней из Восточной Украины — Сергей Евсюков и Артем Плуталов — решили, что самое время создать дело всей их жизни. До этого они не занимались фотографией и никогда ранее не относили себя к фотоиндустрии.

По словам Сергея Евсюкова, на тот момент он хотел не столько заниматься бизнесом, сколько заработать денег.  Как найти свою нишу?

Сергей говорит, что если бы этот вопрос ему задали в начале бизнес-пути, он не смог бы ответить или ответил бы теорией, не подкрепленной практикой. Сегодня его ответ подкреплен семью действующими бизнесами. Он подчеркивает, что выбор ниши — это очень сложный и длительный процесс, и легко не будет.

«Я заметил, что фотографы многих стран допускали одну и ту же ошибку. Фотограф предлагает услуги «сфотографирую» и иногда «обработаю те фотографии, которые сфотографировал». Для клиента остаются открытыми вопросы: идея фотосъемки, в чем фотографироваться, где взять визажиста, какую выбрать фотостудию, как позировать и многие другие», — рассказывает Сергей.

Так ему удалось нащупать потребность. Получается, что в нише «сфотографирую» очень ограниченный продукт и у клиента остается много вопросов. Тогда он принял решение: дать все под ключ, взять всю организацию на себя. При этом у клиента остается только один вопрос: «А когда у нас с вами будет следующая фотосессия?».

Say Yes! Photodays стал пятым проектом Сергея. Инвестировав в запуск проекта SYP 1,5 млн грн, он вышел на самоокупаемость за шесть–восемь месяцев.

Все, что можно, должно быть автоматизировано

С Артемом Плуталовым их дороги разошлись в 2012 году. Артем переехал в Киев, а затем в Израиль.  

«У меня всегда в бизнесе есть партнеры. У меня есть много недостатков, и партнеров я подбираю так, чтобы они дополнили меня, закрыли мои недостатки. Я не подбираю партнера такого же, как и я. Мы обязательно должны дополнять друг друга», — поясняет Сергей.

C 2008 года Евсюков ни на кого не работал, а создавал свои «проекты», многие из которых не дожили до 2016-го. Это были фотошкола офлайн, фотошкола онлайн, фотостудия, фотоагентство.

«Но я бы назвал это все «побочным» эффектом основного проекта. Так вышло, что для того чтобы создать действительно великий проект, нужно было постоянно поддерживать финансовый поток. Я пробовал разные ответвления в фотоиндустрии, чтобы «кормить» детище, которое еще не могло приносить результат», — рассказывает Сергей.

Многие из проектов не взлетели потому, что он не знал, «как делегировать», и во всех проектах ему приходилось всем управлять самостоятельно. Он не всегда мог донести до команды суть идеи, идеологию конкретного бизнес-проекта.

«Масштаб без контроля перерастает в проблему, которая погубит предприятие. Я живу по правилу «все, что можно автоматизировать, должно быть автоматизировано, а каждый бизнес-процесс расписан пошагово и должен контролироваться», — отмечает Евсюков. 

Он стал искать в интернете все, что имело отношение к бизнес-процессам, управлению сотрудниками, отчетностью, эффективностью. Предприниматель потратил 8 месяцев, чтобы изучить все возможные CRM, BPM, ERP-системы и найти ответы на свои вопросы. 

Он подбирал систему CRM, которая подойдет B2C- и B2B-бизнесу, позволит эффективно вести длинные и короткие продажи, учет товаров и услуг. «Я нашел универсальную CRM-систему, которая поможет мне достигнуть поставленных целей — это OneBox CRM», — говорит Сергей Евсюков.

CRM-система должна была стать инструментом развития розничной сети и управления текущим проектом «Клиент-сервис», а также инструментом создания и разработки новых продуктов.

Внедрение — это война

«CRM-система — это недешево, а внедрение — это большая война, в которой ты можешь и проиграть, — рассказывает Евсюков. — CRM-специалисты спрашивают, что тебе нужно от системы, а ты и хочешь сказать, но не понимаешь, как выразить. Поэтому нужно делать все поэтапно, шесть месяцев — это только «старт».

Он рассказывает, что благодаря внедрению его бизнес можно «прочитать»: отделы структурированы, понятно, кто кому подчиняется, кто, когда и как сдает отчеты, кому сколько должны, когда должны. Были внедрены стандарты для работы отдела продаж. При том же количестве сотрудников компания продает на 400% больше. OneBox позволила интегрировать с сайтом склады, заказы, учет наличия. В компании полностью отказались от сторонних приложений: органайзеров, гугл-таблиц, календарей, сайтов статистики и аналитики. Сократили количество бумажек на столах, сократили расходы.

Все это привело к тому, что освободилось время для развития предприятия, а не только для текущего управления.

«Благодаря этому мы смогли составить четкую и в то же время мобильную структуру предприятия, разгрузили себя от огромного количества сотрудников, сократили количество бесполезных действий, увеличили КПД каждого сотрудника. Я боюсь признать, но, наверное, мы впервые с командой готовы брать еще проекты и не бояться, что подведем бизнес/партнера», — поясняет Евсюков.

Сергей Евсюков планирует за счет автоматизации увеличивать свою долю рынка. По его оценкам, у него в запасе минимум 6–7 лет для масштабного развития.

Фото: www.instagram.com/sergey.evsiykov/

Автор: Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.