Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как масштабировать бизнес. История основателя Say Yes! Photodays Сергея Евсюкова
![](/media/news/1100-s-crop-w/00/05/5975/4-10691.png)
Сергей Евсюков сумел найти нишу на конкурентном рынке фотографии. Сервис по организации фотосессий «под ключ» Say Yes! Photodays зарабатывает около 10 млн грн в год. Как ему это удалось?
Компания Сергея Евсюкова Say Yes! Photodays занимается организацией фотосессий: поиском и подготовкой места, подбором фотографов, осветителей, имиджмейкеров, стилистов, гримеров. Компания продает, сдает в аренду и помогает разработать образы для съемок. Сегодня Say Yes! Photodays ежегодно проводит около 7 500 фотосессий и генерирует оборот около 10 млн грн.
В 2008 году двое парней из Восточной Украины — Сергей Евсюков и Артем Плуталов — решили, что самое время создать дело всей их жизни. До этого они не занимались фотографией и никогда ранее не относили себя к фотоиндустрии.
По словам Сергея Евсюкова, на тот момент он хотел не столько заниматься бизнесом, сколько заработать денег. Как найти свою нишу?
Сергей говорит, что если бы этот вопрос ему задали в начале бизнес-пути, он не смог бы ответить или ответил бы теорией, не подкрепленной практикой. Сегодня его ответ подкреплен семью действующими бизнесами. Он подчеркивает, что выбор ниши — это очень сложный и длительный процесс, и легко не будет.
«Я заметил, что фотографы многих стран допускали одну и ту же ошибку. Фотограф предлагает услуги «сфотографирую» и иногда «обработаю те фотографии, которые сфотографировал». Для клиента остаются открытыми вопросы: идея фотосъемки, в чем фотографироваться, где взять визажиста, какую выбрать фотостудию, как позировать и многие другие», — рассказывает Сергей.
Так ему удалось нащупать потребность. Получается, что в нише «сфотографирую» очень ограниченный продукт и у клиента остается много вопросов. Тогда он принял решение: дать все под ключ, взять всю организацию на себя. При этом у клиента остается только один вопрос: «А когда у нас с вами будет следующая фотосессия?».
Say Yes! Photodays стал пятым проектом Сергея. Инвестировав в запуск проекта SYP 1,5 млн грн, он вышел на самоокупаемость за шесть–восемь месяцев.
Все, что можно, должно быть автоматизировано
С Артемом Плуталовым их дороги разошлись в 2012 году. Артем переехал в Киев, а затем в Израиль.
«У меня всегда в бизнесе есть партнеры. У меня есть много недостатков, и партнеров я подбираю так, чтобы они дополнили меня, закрыли мои недостатки. Я не подбираю партнера такого же, как и я. Мы обязательно должны дополнять друг друга», — поясняет Сергей.
C 2008 года Евсюков ни на кого не работал, а создавал свои «проекты», многие из которых не дожили до 2016-го. Это были фотошкола офлайн, фотошкола онлайн, фотостудия, фотоагентство.
«Но я бы назвал это все «побочным» эффектом основного проекта. Так вышло, что для того чтобы создать действительно великий проект, нужно было постоянно поддерживать финансовый поток. Я пробовал разные ответвления в фотоиндустрии, чтобы «кормить» детище, которое еще не могло приносить результат», — рассказывает Сергей.
Многие из проектов не взлетели потому, что он не знал, «как делегировать», и во всех проектах ему приходилось всем управлять самостоятельно. Он не всегда мог донести до команды суть идеи, идеологию конкретного бизнес-проекта.
«Масштаб без контроля перерастает в проблему, которая погубит предприятие. Я живу по правилу «все, что можно автоматизировать, должно быть автоматизировано, а каждый бизнес-процесс расписан пошагово и должен контролироваться», — отмечает Евсюков.
Он стал искать в интернете все, что имело отношение к бизнес-процессам, управлению сотрудниками, отчетностью, эффективностью. Предприниматель потратил 8 месяцев, чтобы изучить все возможные CRM, BPM, ERP-системы и найти ответы на свои вопросы.
Он подбирал систему CRM, которая подойдет B2C- и B2B-бизнесу, позволит эффективно вести длинные и короткие продажи, учет товаров и услуг. «Я нашел универсальную CRM-систему, которая поможет мне достигнуть поставленных целей — это OneBox CRM», — говорит Сергей Евсюков.
CRM-система должна была стать инструментом развития розничной сети и управления текущим проектом «Клиент-сервис», а также инструментом создания и разработки новых продуктов.
Внедрение — это война
«CRM-система — это недешево, а внедрение — это большая война, в которой ты можешь и проиграть, — рассказывает Евсюков. — CRM-специалисты спрашивают, что тебе нужно от системы, а ты и хочешь сказать, но не понимаешь, как выразить. Поэтому нужно делать все поэтапно, шесть месяцев — это только «старт».
Он рассказывает, что благодаря внедрению его бизнес можно «прочитать»: отделы структурированы, понятно, кто кому подчиняется, кто, когда и как сдает отчеты, кому сколько должны, когда должны. Были внедрены стандарты для работы отдела продаж. При том же количестве сотрудников компания продает на 400% больше. OneBox позволила интегрировать с сайтом склады, заказы, учет наличия. В компании полностью отказались от сторонних приложений: органайзеров, гугл-таблиц, календарей, сайтов статистики и аналитики. Сократили количество бумажек на столах, сократили расходы.
Все это привело к тому, что освободилось время для развития предприятия, а не только для текущего управления.
«Благодаря этому мы смогли составить четкую и в то же время мобильную структуру предприятия, разгрузили себя от огромного количества сотрудников, сократили количество бесполезных действий, увеличили КПД каждого сотрудника. Я боюсь признать, но, наверное, мы впервые с командой готовы брать еще проекты и не бояться, что подведем бизнес/партнера», — поясняет Евсюков.
Сергей Евсюков планирует за счет автоматизации увеличивать свою долю рынка. По его оценкам, у него в запасе минимум 6–7 лет для масштабного развития.
Фото: www.instagram.com/sergey.evsiykov/
Автор: Александр Шокун