Франшиза FreshLine: формат здорового быстрого питания

28.12.2016
4096

Facebook.com

 

Каждую неделю мы рассказываем об украинской франшизе. На этой неделе – о франшизе заведений быстрого питания FreshLine. Основателя компании Вадима Бортника франчайзинговый портал Franch.biz признал «Человеком года во франчайзинге». Он рассказал о том, как работает франчайзинговая сеть, какие усилия нужно прикладывать, чтобы она оставалась эффективной и из-за чего FreshLine отказывает многим франчайзи

О компании

FreshLine — это национальная сеть кафе быстрого питания, развивающаяся по франшизе, где гость собирает свой персональный сендвич за 4 минуты. Кафе располагаются в местах высокой проходимости с высоким трафиком. Бизнес окупается за два года.

Заведение придерживается принципа «свобода для клиента»: гость сам собирает блюдо из любых ингредиентов из меню, при этом цена за него останется фиксированной.

Первые франчайзинговые точки заработали два года назад. Их открыли в разных концах Украины для того, чтобы протестировать, будет ли модель франчайзинга прибыльной для FreshLine. 

В Украине сейчас работает 51 заведение. В это число входят как франчайзинговые объекты, так и собственные кафе компании в Харькове, Киеве и Одессе. В планах — развить сеть до 100 заведений в Украине. FreshLine уже работает в Беларуси по франшизе, но пока в тестовом режиме. 

Что нужно для получения франшизы 

Паушальный (вступительный) взнос: 80 000 грн

Сумма инвестиций: $30 000–50 000 

Роялти: 4% от оборота ежемесячно 

Срок окупаемости: 4–6 месяцев

Рекламные отчисления — 1% от оборота ежемесячно. Первые полгода процент отчисляется для собственного заведения, а после эта сумма отправляется в центральный офис, где тратится на национальный маркетинг.

Формат. Формат фудкорт — 15–25 кв. м, формат отдельно стоящего заведения — от 30 до 100 кв. м, встроенные кафе рядом в одной линии с другими заведениями (формат in line) — от 30 до 100 кв. м. Собственная сеть и франчайзи работают в рамках договоренности по фиксированной цене фудкоста. Есть две цены: в Киеве и Одессе и отдельно в остальных городах Украины. В Киеве и Одессе выше покупательная способность и оплата труда, поэтому цены тоже выше.

— Кто занимается работой с франчайзи?

— В компании для этого есть несколько служб. Франчайзинговая служба состоит из отдела развития (продажи франшиз),  стартап-менеджеров, которые отвечают за открытие заведения, и команды, которая занимается работой с торговыми точками. Также в компании есть служба видеоконтроля. Ее задача — наблюдать за соблюдением стандартов и кассовой дисциплины на наших франчайзинговых точках. 

Помимо этого, есть операционная служба, которая ездит по локациям франчайзи и контролирует качество действующих точек. А маркетинговая служба состоит из онлайн- и офлайн-рекламы.

В компании занимаются развитием франчайзи. У нас есть FreshLine Business School — в нашей штаб-квартире мы обучаем от простого работника до франчайзи.

— Как происходят рабочие отношения между вами и партнерами?

— Эти люди должны соответствовать нашим принципам: они должны быть порядочными, иметь предпринимательский опыт, быть готовыми стать частью компании и разделять нашу идею.

После подписания договора наш стартап-менеджер полностью сопровождает процесс открытия заведения, обучает франчайзи и помогает подобрать персонал. 

Через месяц стартап-менеджер передает всю организацию по проекту менеджеру точки — опытному управляющему, который занимается только франчайзингом. Он ведет эти точки на предмет их аудита, контроля, качества, стандартов.

— Какие преимущества франчайзинга для вас как собственника компании, а какие – для франчайзи? 

— Я уверен, что франчайзинг — наиболее эффективная модель с точки зрения win-win. Франчайзи, не допуская многих ошибок, может получить готовую бизнес-модель и стандарты и повысить вероятность успеха своего бизнеса. Собственник торговой марки развивает собственную сеть: это позволяет взять предпринимательскую энергию одних людей и опыт других. Такое партнерство дает результат, но требует усилий в выстраивании отношений, чтобы было выгодно обеим сторонам.

— Какие критерии отбора франчайзи и специфика работы с ними? Кому отказываете?

— С каждым из франчайзи общаемся на старте и сразу понимаем, насколько он готов соответствовать нашим требованиям и стандартам.

Отказываем многим. Некоторые не могут понять позиционирование бренда. Мы ищем франчайзи, которые понимают, что такое современный европейский бизнес и его ценности, а именно порядочность и саморазвитие.

У человека также должны быть финансовые ресурсы, так называемая финансовая подушка — ресурс на то, чтобы открыть заведение и иметь время для маркетинговых шагов, чтобы сделать его эффективным.

— Были ли прецеденты, когда франчайзи были недовольны показателями по развитию?

— Конечно. Например, сейчас закрывается одна из точек в Луцке. Это произошло из-за того, что мы не сделали нужных действий по раскрутке. Поэтому сейчас мы строго вносим параметры в инвестиционный проект. Также может повлиять низкий сервис. Это зона ответственности франчайзи. Мы обучаем его, он — свой персонал.

— Какие критерии отбора помещения? 

— Задача по помещению — снять самое лучшее место с максимальной ставкой аренды на месте с самым высоким пешеходным трафиком — от тысячи человек в час. Есть также требования по экстерьеру и интерьеру, например, помещение с широким красивым фасадом и минимальным количеством ступеней.

— Как далеко друг от друга должны быть расположены торговые точки?

— На одном пешеходном потоке не должны стоять ближе 500 метров друг от друга. То есть на одном перекрестке может быть даже четыре кафе FreshLine, но на разных сторонах дорог. Такая плотность размещения выгодна: потоки не пересекаются, но информационная поддержка есть, а бренд встречается часто. Если это один пешеходный трафик, то не ближе 500 метров.

— За сколько времени можно открыть заведение?

— Первые шесть месяцев нужно быть готовым вкладывать инвестиции и предпринимать активности, чтобы люди узнали, что в каком-то определенном месте открылся FreshLine.

Начиная с четырех месяцев уже можно получать прибыль. По нашим данным, если все делать правильно, второй год будет на 30% лучше, чем первый. Если не допускать ошибок с качеством и сервисом, то люди привыкают к бренду и становятся постоянными клиентами. 

— Какая бизнес-модель у маркетинга?

— По маркетинговому календарю все новые блюда, которые мы вводим в меню, получают национальную маркетинговую поддержку. Есть национальные активности: в июле второй сендвич в подарок всем велосипедистам. Каждое лето возле всех точек мы выставляем воду для горожан, чтобы они могли подойти и в самую жару. Любое привлечение внимания к вашей точке — это большая ценность.

— Как вы планируете работать по франшизе за рубежом?

—  В других странах мы не будем продавать франшизу только на одну точку. За границей есть правило, что бизнесмен должен быть способен открыть 10 заведений, из них пять в первый год, организовать пекарню для выпечки хлеба, кулинарию и центральный офис. И конечно же, иметь серьезный финансовый резерв. По нашим подсчетам, это инвестиции от $500 000.

Мы поняли, что нам нужен партнер, который будет оказывать поддержку и поможет открыть флагманское заведение в столице зарубежной страны, на базе которого можно будет проводить обучение и адаптировать франшизу под местный рынок.

Автор: Валерия Дорош

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.