Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как отразится на аптечном бизнесе ограничение торговой наценки на лекарства, которое вступит в силу с 1 января
udoktora.net
С 1 января 2015 года вступает в силу постановление Кабмина о регулировании наценки на лекарства дешевле 12 грн. Что думают по этому поводу участники рынка?
В ноябре КМУ внес изменения в свое постановление № 955, и с 1 января 2015 года размер разрешенной торговой надбавки к закупочной цене лекарственных средств и изделий медицинского назначения, равного 12 грн или меньше, составит не более 30%. «При принятии такого решения наценка должна быть не более 30%. Поэтому человек, покупая упаковку лекарств в аптеке, оптовая цена которых 12 гривен, переплатит максимум 4 гривны. А не 18! И это будет экономия около 15 гривен на каждой упаковке», — заявил вице-премьер-министр Украины Александр Сыч по итогам заседания Правительственного комитета гуманитарного развития 6 ноября 2014 года. Об этом писал «Урядовий портал».
При этом предельные надбавки дистрибьюторов остаются на уровне, определенном Министерством здравоохранения: не выше 10% оптово-отпускной цены. Цену производителей государство не регулирует.
Геннадий Заболотный, владелец сети аптек "Аптекарь Групп" (Кировоград):
— "Большой" погоды это нововведение не сделает: препараты в этой ценовой категории занимают объем на полках, но в деньгах это несущественная доля. Этот шаг правительства можно назвать скорее "пропагандистским", его цель — показать, что правительство чем-то занято, хотя я бы на их месте, наоборот, занялся дерегулированием.
Елена Прудникова, председатель правления Николаевской областной фармацевтической ассоциации «ФармРада»:
— После вступления изменений аптекам продавать препараты дешевле 12 гривен станет просто экономически невыгодно, притом что все эти препараты украинского производства. Можно сделать вывод, что аптеки будут вынуждены продавать более дорогие импортные препараты, для того чтобы заработать больше, ведь рентабельность аптек на сегодня очень низкая.
Наталья Гончаренко, начальник отдела маркетинга "Оптима Фарм Лтд":
— На аптеках это нововведение плохо отразится, потому что на дешевые товары они не смогут применить наценку более 10%, то есть им будет невыгодно продавать эти лекарства. Все это может сказаться на объеме закупок в аптеках. Мне кажется, что объем поставок в аптеки уменьшится, так как дешевый товар — это объемный товар, и 10% наценки на нем — это мало. Например, взять какой-нибудь раствор в стекле, попадающий в эту ценовую группу. Он занимает определенное место на складе, и в денежном выражении мы мало будем на нем зарабатывать. Выиграет только покупатель, остальные проиграют. Доля лекарственных средств отечественного производства с закупочной ценой до 12 гривен составляет около 3% всего нашего объема продаж, в том числе и импорта. Мне кажется, что чем товар дешевле, тем наценка на него должна быть больше, и наоборот: чем товар дороже, тем наценка должна быть меньше. Затраты распространяются больше на дешевые товары: их нужно упаковать, сложить. Дорогой товар более компактный, на него идет меньше затрат. На мой взгляд, на дешевый товар не должно быть таких ограничений.
Наталья Сергейко, директор по развитию компании «Фармпланета»:
— В первую очередь от этого нововведения пострадает сама экономика Украины. Любые искусственные ограничения вредят рынку. Дистрибьютору и рознице будет невыгодно работать с такой категорией продукции из-за низкой маржинальности. В результате эти препараты не смогут быть широко представлены на полках, доступ к ним будет ограничен. Препараты в ценовой категории до 12 гривен на рынке в основном представлены отечественными производителями. Преимущественно это анальгетики и антипиретики, антисептические и дезинфицирующие, кардиологические средства. В деньгах этот сегмент относительно невелик. Он обеспечивает лишь 9% товарооборота. Но в упаковках это больше половины рынка. Средняя аптечная наценка составляет около 20%, заработок дистрибьютора — 5–7%, поэтому его интерес заключается в большом обороте. У производителей в этой цепочке наибольший заработок.
Авторы: Александр Шокун, Дарья Златьева