Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как изменились продажи овощей и фруктов у украинских фуд-ритейлеров
eveningkiev.com
В украинских супермаркетах категория «овощи и фрукты» занимает от 6 до 14% продаж ассортимента. Ритейлеры отмечают, что девальвация валюты привела к увеличению продаж локальных фруктов и овощей
По словам коммерческого директора сети супермаркетов «Наш Край» Николая Хапалова, категория «овощи и фрукты» в ассортименте продукции сети составляет более 8%, в период зима-весна этот показатель снижается до 6%, а летом-осенью до 10%.
Сезонность в овощах и фруктах выражена очень ярко, поэтому этот показатель варьируется, говорит руководитель департамента «овощи и фрукты» сети «Сільпо» Максим Диденко. В сети «Сільпо» товарная категория «овощи и фрукты» занимает примерно одну десятую всего ассортимента. По информации «АТБ», пик продаж овощей и фруктов приходится на месяцы с декабря по февраль. В этот период доля овощей и фруктов в общем ассортименте составляет до 12%.
Процент категории «овощи и фрукты» в ассортименте продукции сети VARUS в зависимости от месяца колеблется от 6 до 11%. Так, в январе-феврале доля данной категории составляет 11%, а в последующие месяцы этот процент плавно снижается. Как объясняет директор по закупкам фреш сети VARUS Людмила Рыбалко, это происходит из-за удешевления цены 1 кг и роста объема в тоннаже.
На долю категории «овощи и фрукты» влияют продажи с приусадебных хозяйств. По словам начальника отдела закупок скоропортящихся товаров сети «Брусничка» Николая Кириченко, летом и ранней осенью конкуренцию создают местные приусадебные хозяйства, доля овощей и фруктов в обороте не поднимается выше 7%. Зимой стоимость витаминного ассортимента возрастает, соответственно, меняется структура потребления и почти вдвое увеличивается доля в товарообороте.
География продукции
В сети «Сільпо» импортная продукция в категории «овощи и фрукты» занимает в денежном измерении до 60%, около 40% — в натуральном объеме. Максим Диденко говорит, что доля украинской продукции зависит от сезонности, когда происходит значительное увеличение объемов продаж локальных фруктов и овощей и ритейлер старается осуществлять полный переход с импортной на отечественную продукцию.
«Например, клубника с начала/середины мая полностью вытесняет импортный товар с рынка Украины, и так продолжается приблизительно до конца августа, — объясняет Максим Диденко. — В других продуктах ситуация похожа. Но замечается динамика роста украинской продукции независимо от сезона, например, доля локальных яблок с каждым годом растет и достигла уже 95% от общего объема».
По словам начальника отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анны Личман, в торговой сети «АТБ» за два последних года доля отечественных овощей и фруктов увеличилась на 15%.
«Наш Край» реализовал за год более 55% импортной продукции. Но за последние два года идет тенденция к увеличению спроса на продукцию отечественного производителя, особенно в период с мая по октябрь.
Летом покупатель отдает предпочтение местным, недорогим овощам и фруктам, а зимой преобладают импортные товары, самая распространенная категория — цитрусовые, отмечают в «Брусничке». «Особых изменений в соотношении между этими позициями мы не заметили», — говорит Николай Кириченко. По его словам, цитрусовые и тепличные овощи-фрукты поставляются в основном из Турции, Греции, других стран ЕС.
Украинский производитель или импортер
В «АТБ» сравнили продажи первого полугодия 2015 и аналогичный период текущего 2016 года. Для анализа взяли из овощей «борщевой набор» (лук репчатый, капуста, картофель, морковь и свекла) и самые продаваемые фрукты — бананы и яблоки. По овощам спрос в 2016-м увеличился менее чем на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, за исключением картофеля и свеклы: падение по этим позициям составило 5 и 10% соответственно. Существенный прирост продаж в первом полугодии 2016 года показали фрукты — бананы на 19% и яблоки на 50%. В компании это объясняют адекватной ценовой политикой предприятия, обеспечивающей доступность продукции.
Источник фото: videohive.net
На сегодня в сети супермаркетов VARUS около 400 поставщиков категории «овощи и фрукты», из которых постоянно работающих по сезонам около 150. Доля импорта категории «овощи и фрукты» в летний период в обороте сети выражена 27%, зимой эта доля увеличивается до 35%.
Как объясняет Николай Хапалов, украинский производитель может покрыть практически всю нишу в овощном сегменте, учитывая положительную тенденцию к увеличению объемов тепличной продукции, выращенной в Украине. Однако украинские производители не могут предоставить полный перечень ассортимента овощей в зимний период.
«При работе с отечественными поставщиками основные критерии отбора — внешний вид товара, потребительские свойства, соответствие санитарным нормам. В последнее время появились новые технологии охлаждения и хранения продуктов, что увеличивает их сроки годности. Но, к сожалению, лишь немногие украинские хозяйства готовы внедрять эти технологии, а также четко соблюдают условия поставок, в результате чего товар портится. Импортная плодоовощная продукция в этом плане более привлекательна внешне, но и дороже по стоимости», — рассказывает Николай Кириченко.
Автор: Александр Шокун