Иностранные ритейл-бренды в Украине развивают локальные компании

08.07.2016
4718

За последние полгода в украинских ТРЦ появилось до 10 новых иностранных брендов, однако эти проекты открываются украинскими компаниями, у которых уже есть опыт управления собственной сетью. Крупные международные ритейл-игроки по-прежнему не заходят в Украину

Из появившихся в первом полугодии 2016 года можно отметить египетский бренд Ravin, выходом которого на украинский рынок по франчайзингу занимается компания «Анна Малик». В компании говорят о планах расширить сеть до 15 магазинов, но пока открыли один площадью 230 кв. м. В конце 2015 года начал работу первый магазин голландского бренда Hunkemöller, в 2016-м компания открыла еще несколько торговых точек. Также появились первые магазины итальянских брендов Tezenis и Isabel Garcia, Atos Lombardini. Украинская компания Little House вывела на украинский рынок три бренда — ТМ чулочно-носочной продукции FALKE, немецкий бренд детского белья Sanetta, детских игрушек STEIFF и еще один немецкий бренд, специализирующийся на перчатках, — ROECKL.

О планах открытия третьего бутика Petit Bateau также заявляет компания «Амотерра» (развивает в Украине магазины Petit Bateau, Ferrari Store, Bambini Felici). 

Вновь появившиеся магазины не относятся к якорным арендаторам, способным генерировать поток посетителей. К примеру, площадь Sanetta всего 38 кв. м, FALKE — 55 кв. м, Isabel Garcia — 79 кв. м, Atos Lombardini — 60 кв. м.

Магазин Ravin Jeans в Ocean Plaza

По данным Сolliers, в действующих ТЦ/ТРЦ Киева средний уровень вакантности в первом квартале этого года составил 4,1%

Участники рынка отмечают, что международные компании не открывают свои представительства в Украине напрямую. 

Директор департамента торговых площадей Arricano Анна Чуботина говорит, что в 2015 году международные бренды оставались осторожными в своих планах по выходу на украинский рынок, хотя в прошлом году в Украине начали работу на 8 международных брендов больше, чем в 2014 году, что свидетельствует о позитивных изменениях на рынке торгового ритейла. 

Руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина) Екатерина Весна утверждает, что в 2015-м — первой половине 2016-го наблюдается экспансия среди брендов, вышедших на рынок Украины впервые в 2015 году. В числе активно развивающихся Весна называет турецкие бренды и бренды локальных игроков, таких как Must Have, Anabel Arto, VOVK, Bembi, которые имеют меньшую импортосоставляющую долю в издержках.   

Однако новые бренды появляются не благодаря заходу международных игроков, а посредством франчайзинга. Исключением, по словам Весны, является Violeta by Mango.

Директор департамента торговой недвижимости украинского подразделения Colliers International Наталья Кравец рассказывает, что новые бренды открывают украинские компании, имеющие на них франшизы. К примеру, немецкий бельевой бренд Hunkemöller был открыт украинской компанией «Дорчестер Ритейл Груп». «На данный момент нет сильного интереса от международных инвесторов к украинскому ритейлу. Есть инвесторы, которые готовы покупать успешные украинские ритейл-сети, тот же Dragon Capital заявлял об этом», — отмечает Кравец.

Не все появившиеся бренды компании будут масштабировать бизнес. Наталья Кравец приводит в пример международные бренды, которые открылись в ТРЦ «Гулливер» за последний год: Falke, Falke kids, Eterna, Sanetta, Steiff. По ее словам, они зашли в основном через франчайзеров, это флагманские магазины c позиционированием «средний плюс», которые вряд ли будут активно развиваться в ближайшем будущем.

«Вакантность в торговых центрах за последние 6 месяцев снизилась, и это, безусловно, говорит о более высокой активности арендаторов, но не за счет международных ритейлеров, а за счет украинских компаний, которые уже хорошо знают рынок, у которых есть опыт развития брендов в разных обстоятельствах. Новые бренды открываются, но это, однозначно, намного меньше, чем планировалось до 2013 года», — отмечает Кравец.

  

«Основными факторами, которые по-прежнему продолжают влиять на решение ритейлеров по развитию, являются экономические и политические риски, а также низкая покупательная способность населения», — отмечает Чуботина.

Международные ритейлеры пока еще слабо представлены на украинском рынке. Кравец считает, что если они и готовы развиваться, то только на выгодных для себя коммерческих условиях и в лучших проектах. «Даже те несколько брендов, которые планировали достаточно активное развитие, развиваются не так интенсивно, как собирались. Тот же LC Waikiki хотел открыть 30 магазинов за два года, но в итоге за этот срок откроет, думаю, половину. Египетский бренд Ravin планировал открыть 10 магазинов за 12 месяцев, но пока открыт только один», — добавляет аналитик.

«При условии сохранения положительных тенденций в развитии экономики страны и в том числе рынка недвижимости в краткосрочной перспективе стоит ожидать выхода ряда новых международных ритейлеров, чему будут способствовать, в частности, намеченные открытия новых ТРЦ в 2016–2017 годах», — уверена Чуботина.

По мнению Натальи Кравец, до конца года такие украинские ритейл-игроки, как МТI, MD group, ARGO, могут открыть магазины новых брендов. Помимо этого, появится несколько новых парфюмерных брендов и несколько премиум-магазинов. «Но это все равно в основном те компании, которые уже работают на украинском рынке», — уточняет она.

Автор: Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.