Как кластеризируют свои магазины украинские ритейлеры?

28.04.2016
4339

www.etoday.ru

Торговые сети с большим количеством магазинов или уже разделили магазины на кластеры, или работают над проектами по формированию кластеров в своей сети. Деление магазинов на группы характерно для ритейлеров разных сегментов. Кластерия позволяет более эффективно управлять магазинами и оптимизировать вложения в товарный запас и торговое оборудование, сократить логистические затраты

Директор департамента маркетинга ТС «Брусничка» Вячеслав Медведев говорит, что разделение магазинов по кластерам в разных разрезах — общепринятая практика в ритейл-компаниях. «Критериями разделения магазинов нашей сети на сегодняшний день являются: география расположения (региональность), площадь торгового зала и уровень конкурентной среды. Географическое разделение позволяет, во-первых, более структурированно управлять магазинами, а во-вторых — учитывать региональные особенности в части подбора ассортимента. Благодаря разделению по площади торгового зала можно максимально эффективно управлять ассортиментными матрицами», — рассказывает Медведев. 

Торговая сеть «Фокстрот» разделена на четыре основных кластера. По словам начальника управления розничных и интернет-продаж торговой сети «Фокстрот» Ивана Стефоглова, принимая решение по разделению объектов сети на кластеры, компания учитывает такие параметры, как площадь торгового объекта, объем продаж, локация магазина. В каждом кластере работает от 12 до 50 магазинов.

В сети магазинов красоты и ухода PROSTOR как раз сейчас реализуется проект по форматированию магазинов. «В планах — распределение магазинов на три группы: магазины-флагманы, стандартные и маленькие магазины в небольших городах. Ассортиментная матрица магазина (формат) будет сформирована с учетом особенностей локации торговой точки и потребительского спроса», — рассказывает маркетинг-директор сети PROSTOR Ирина Дороленко.

В некоторых случаях бизнес-модель ритейлера не предусматривает кластеризацию. В сети «АТБ» говорят, что основные принципы работы дискаунтера — быстрая оборачиваемость, минимизация издержек по всем статьям расходов, унификация процессов и технологичность.

«Выполнение этих принципов обеспечивает эффективность торговой сети. «АТБ» — сеть продовольственных дискаунтеров с единым ассортиментом, в котором корректируется лишь количество товарных позиций в зависимости от площади торгового объекта», — объясняет начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анна Личман. По ее словам, в сети есть ряд магазинов, ориентированных на автомобилистов. Но и в этом случае ассортимент «АТБ» не меняется. Объект адаптируется под  потребности целевой группы за счет большой парковки, соответствующих сервисов и дополнительного ассортимента, обеспечиваемого отделами арендной зоны.

Когда сети принимают решение о том, к какому кластеру будет относиться новый магазин? В сети «Фокстрот» говорят, что знают, какой кластер будет у магазина до открытия, ведь от этого зависит планограмма, ассортимент, число касс и посадочных мест для банковских сотрудников. «В дальнейшем кластер корректируется в зависимости от продаж магазина. Корректировки могут проходить раз в квартал», — говорит Иван Стефоглов. 

Как рассказывает Вячеслав Медведев, при открытии нового магазина «Брусничка» предварительно прорабатывается локация, поэтому уже заранее известно, к каким кластерам будет относиться тот или иной объект. Однако ритейл — это динамичный бизнес, поэтому в своей работе магазин может переходить из одного кластера в другой.

Разделение магазинов на кластеры позволяет оптимизировать издержки, в частности сократить вложения в товарный запас, торговое оборудование, уменьшить логистические затраты. 

«Введение единых стандартов существенно экономит время специалистов компании. Кроме того, унификация по матрицам и моделям конкуренции помогает сформировать в каждой торговой точке ассортимент, который будет отвечать требованиям покупателей, что позволяет сократить сроки оборачиваемости товаров и уменьшить количество потерь», — говорит Вячеслав Медведев.

Автор: Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.