Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Украинские предприятия в результате российского эмбарго и ограничения транзита могут потерять от $800 млн до $1,1 млрд

www.segodnya.ua
В результате взаимных ограничений Россия фактически лишилась возможности доставлять товары в Европу наземным транспортом. С другой стороны, более 160 украинских фур «застряли» в России.


Ространснадзор, который официально опровергал задержку украинского транспорта на территории РФ, 14 февраля признал, что в России задержана 161 машина с украинской регистрацией. Свои действия в ведомстве назвали ответом на блокирование движения российских фур через Украину активистами. 15 февраля украинское правительство официально ограничило въезд грузового автотранспорта с российской регистрацией на территорию Украины. По словам главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, в Украине задержано не более 100 автомобилей из РФ.
«Мы требуем от России безотлагательно выполнить требования ВТО, восстановить транзит украинских автотранспортных средств», — заявил Арсений Яценюк. Он подчеркнул, что украинская сторона проводит консультации со странами — членами ЕС и обращается к странам — членам ЕС по поводу выполнения РФ базовых принципов ВТО.Кому закон не писан
По словам адвоката международной юридической группы AstapovLawers Марины Агальцовой, блокирование транзита является прямым нарушением норм ВТО как со стороны России, так и со стороны Украины. «Согласно правилам ВТО, членами которой являются и Россия, и Украина, обе страны обязаны выполнять статью 5 Генерального соглашения о тарифах и торговле, которая называется «свобода транзита», — говорит она. В соответствии с данной статьей, поясняет юрист, транзит является частью полного маршрута, который начинается и заканчивается за пределами границ этой страны. «А пункт 2 этой статьи требует, чтобы сторона, через территорию которой устанавливается транзит, обеспечила наиболее удобный маршрут, и статья также вводит запрет на дискриминацию», — рассказывает Агальцова.
При этом Агальцова отмечает, что однозначно утверждать, что Россия нарушила свои международные обязательства по ВТО вследствие ограничения транзита по своей территории и направления грузов через Беларусь, нельзя. «Россия не вводила тотальный запрет на транзит (на товары, следующие в Казахстан, ограничения не распространяются. — Ред.). Она должна обеспечить наиболее удобный маршрут для грузов из Украины», — говорит она. Соответственно, если Россия предоставит доказательства того, что в конечном итоге этот маршрут является более коротким, наименее опасным или наиболее дешевым, то нарушения правил ВТО не будет.
Насиров солидарен с юристом. По его словам, блокирование транзита общественными активистами является «преступлением, которое не позволяет выполнять международные договоренности». Он добавил, что Министерство экономического развития и Министерство иностранных дел работают над решением этого вопроса.
Цена проезда
Несмотря на обоюдные запреты, убытки страны понесут несоизмеримые. В ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса подсчитали, что только производители продуктов питания потеряют от запрета около $700 млн в год. По оценкам Минэкономразвития, украинские предприятия в результате российского эмбарго (на ввоз украинских товаров, вступившего в силу с 1 января 2016 года) и ограничения транзита со стороны России могут потерять от $800 до $1,1 млрд.