Американские корпорации готовятся к выходу на рынок Ирана

25.12.2015
1879

www.nytexaminer.com

Несколько американских корпораций, включая Apple, HP и General Electric (GE), активно ищут возможности для выхода на иранский рынок ввиду ожидаемого снятия со страны санкций. Они обеспокоены, что конкуренты из Европы и Азии могут раньше них завоевать долю на рынке размером более 77 млн человек, поэтому уже отправляют в Тегеран своих представителей и готовят черновые варианты контрактов. «Похоже, крупные американские компании больше не обеспокоены тем, чтобы замести свои следы в Иране. Это может означать их высокую уверенность в окончании эмбарго», — говорит Дени Флорен, руководитель Lavoisier Conseil, которая консультирует иностранные компании по поводу выхода на иранский рынок

Но компаниям из США, за исключением поставщиков медикаментов, продуктов питания и комплектующих для самолетов, по-прежнему запрещено напрямую вести дела с Ираном. На прошлой неделе сенатор Бен Кардин из комитета сената США по международным отношениям заявил, что отмена санкций может начаться уже в январе, когда будет реализовано международное соглашение по ядерной программе Ирана. В этот день управление министерства финансов США по контролю за иностранными активами (OFAC) выпустит генеральную лицензию, позволяющую иностранным подразделениям американских компаний вести дела с Ираном.

Страна может предложить огромные возможности. По оценкам BMI Research, только продажи компьютеров, смартфонов и игровых консолей в Иране должны увеличиться с $9,5 млрд в 2014 г. до $13 млрд в течение четырех лет.

Но иностранные компании должны быть осторожны. Представитель минфина США заявил, что «неамериканские компании и физические лица не попадут под санкции США, только если ведут предварительные переговоры или отправляются в Иран с целью выяснить возможности ведения бизнеса после отмены санкций». Заключение контрактов до реализации соглашения по ядерной программе Тегерана может караться санкциями, сказано на сайте минфина США. Поэтому американские компании консультируются с госдепартаментом и минфином, чтобы убедиться, что их иностранные филиалы могут вести переговоры, говорят знакомые с ситуацией люди. «Они обмениваются черновыми контрактами, но еще ничего не подписано», — отмечает американский чиновник.

Так, швейцарское подразделение HP в ноябре обменялось с иранскими дистрибуторами предварительными вариантами соглашений о перепродаже ее потребительских товаров, включая ноутбуки, утверждают знакомые с ситуацией люди. При этом ни один из американских сотрудников HP не участвовал в переговорах в Дубае и Тегеране. Чтобы сохранить конфиденциальность, HP обменивалась с потенциальными партнерами только распечатанными копиями документов, которые просила их подписывать и возвращать по почте. Также HP предупреждала партнеров, что не будет объявлять или подписывать никакие договоры, пока соглашение по ядерной программе не будет реализовано.

Представитель HP заявила, что компания действовала полностью в соответствии с правилами США и другими международными торговыми стандартами, и отказалась предоставлять дальнейшие комментарии.

HP обеспокоена интересом некоторых конкурентов к Ирану, утверждают близкие к компании люди. Ранее в этом году китайская Lenovo заявляла об этих планах и пригласила десятки иранских ритейлеров на мероприятие в Тегеране обсудить возможное сотрудничество. У Lenovo, которая в 2004 г. приобрела у IBM бизнес по выпуску персональных компьютеров, есть тесные связи с США, и ее вторая штаб-квартира находится в Северной Каролине. Но благодаря китайским акционерам ей должно быть легче выйти на иранский рынок.

Apple в 2014 г. тоже начала обсуждать с иранскими дистрибуторами возможную продажу своих устройств и даже открытие собственных магазинов в стране в случае изменения ситуации с западными санкциями. Но переговоры осложняли такие проблемы, как слабая защита интеллектуальной собственности в Иране, утверждают источники. Apple отказалась от комментариев.

Источник: vedomosti.ru

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.