Что нужно знать, начиная бизнес трансграничной торговли в Украине

07.12.2015
2151

E-Commerce Expert

На бизнес-встрече «Трансграничный E-Commerce» руководители трансбордер-проектов рассказали о том, на что нужно обратить внимание компаниям, которые выбрали своей основной деятельностью доставку товаров в Украину: с какими проблемами они могут столкнуться и как оптимизировать работу в условиях нестабильного валютного рынка

Ян Ружичка, директор Elnino.ua и основатель Parfumeria.ua.

По данным Ружички, за 2015 год, по состоянию на октябрь, в Украину было завезено парфюмированной и туалетной воды на сумму 963 млн грн (без учета НДС). На Чехию приходится 10% от общего объема официально ввозимой парфюмерии в Украину.

Для работы с парфюмерией в кроссбордер-проектах не нужно получать дополнительные разрешения. Основным требованием является соблюдение правил пересылки международных посылок.

Можно выбрать два способа доставки: почтовая консигнация или EMS (авиа). 

Почтовую консигнацию, то есть наземный способ перевозки отличает меньшая цена, отсутствие отграничений и дополнительных требований для опасных грузов. Минус такого способа доставки — температурный режим: летом температура в машине может быть до 60 градусов, но проблема решается дополнительной упаковкой.

При авиадоставке главным плюсом является скорость — три дня, но при этом цена будет составлять несколько сотен гривен и существуют дополнительные ограничения со стороны авиакомпаний на ряд товаров, которым присваивается статус «опасный груз».

ELNINO.UA сотрудничает по доставке с «Укрпочтой», MeestGroup и «Почтой Чехии».

Как выглядят схемы работы с логистическими партнерами ELNINO.UA:

При запуске доставки с «Почтой Чехии» в связке с «Укрпочтой» и MeestGroup при одинаковом заявленном сроке интеграции в один месяц фактический составил пять месяцев с «Укрпочтой» и 1–2 месяца с MeestGroup. И если при работе с MeestGroup решение сложностей зависит от способностей IT-отдела заказчика, то при работе с «Укрпочтой» накладываются невозможность предоставления полной технической документации к разработке XML-feed, затянутая коммуникация, сложности в документах и таможенном оформлении.

Ян сравнил, насколько удобно работать компании с этими двумя логистическими компаниями:

 

Экс-директор проектов Quelle і Stilago Антон Федотов о финансовой составляющей логистических процессов

Последние четыре года Федотов занимался проектом Stilago, который работал по консигнации. Бизнес-модель компании подразумевала использование центрального склада в Словении для всех 15 стран, с которыми она работает.

Если говорить о практических советах, то помимо первого этапа — просчета выгоды, ценообразования, просчета тарифов, выбора поставщика — при работе с логистическими операторами, исходя из опыта последних двух лет, когда валюта «прыгала», Федотов рекомендует в договоре валютой тарифов ставить гривну либо микс грн/евро. Это позволяет разделить риски с партнером. Кроме того, нужно установить сроки по получению денег от клиента через логиста — максимально быстро и часто.

Помимо этого необходимо «внедриться» в процесс:

  • детально изучить процессы подрядчика;
  • наладить тесный контакт;
  • активно влиять на процессы и оптимизировать их (скорость в кросс-бордере — критический фактор);
  • фиксировать абсолютно все новые договоренности в виде дополнительных соглашений к основному договору — люди меняются, договоры остаются.

Без контроля система работать четко не будет. Нужно определить критические параметры контроля: сроки всех этапов цепочки поставки посылок от склада до клиента, возврат отказных и возвратных посылок и своевременный перевод оплаты за покупку на ваш счет. 

Активно и систематически (а не время от времени) используйте все возможности подрядчика по отчетности по статусам посылок и контроля оплаты клиентами покупок, анализируйте, делайте выводы.

«Систематически жестко контролируйте своевременную закупку валюты на ваш COD и отправку средств на ваш счет», — советует Федотов.  

Проект Stilagо прекратил работу в феврале 2015 года, как раз в моменты пиковых значений валютного курса. Весной, помимо Украины, проект был закрыт и в других странах.

Автор: Дарья Златьева

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.