Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Директор сети 5aSec Мариуш Журек: «Девальвация заставила нас приостановить открытие новых химчисток в Украине»

Директор сети химчисток 5aSec Мариуш Журек рассказывает о развитии бизнеса в Украине
— Когда 5àSec начала работать в Украине и сколько химчисток в сети сейчас?
— Мы работаем в Украине с 2008 года на условиях «мастер франшизы» (отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие сети на территории страны одному франчайзи. — Ред.), за это время открыли девять химчисток в крупнейших торговых центрах.
— Почему вы открываетесь исключительно в торговых центрах?
— Сеть 5àSec существует более 40 лет и присутствует сегодня в 30 странах мира. Мировой опыт показывает, что оптимальная локация — торговый центр. Мы выбираем помещение на первом этаже с удобным выходом к парковке и, как правило, рядом с якорным продуктовым супермаркетом.
Открытие на первых этажах жилых домов в Украине невозможно по санитарным нормам.
— Какие инвестиции нужны для открытия химчистки и какой срок окупаемости?
— Стартовые вложения в открытие одной химчистки составляют EUR100 000. В странах Европы химчистка выходит на прибыль через 5–6 лет. В Украине сложно ответить на вопрос о сроках окупаемости. Мы несем затраты в валюте на запуск и расходные материалы. Товарооборот в гривне постоянно растет, но валютные колебания сильно влияют на финансовый результат.
— Насколько рынок химической стирки конкурентен в Украине? Вы анализируете работу конкурентов?
— На рынке несколько крупных сетей: UNMOMENTO, итальянская химчистка «Престо», химчистка-прачечная «Блеск». Их бизнес-модель заключается в открытии пункта приема, где оказываются экспресс-услуги, и если проблему не удается решить на месте, то вещи отправляются в промышленную химчистку. Модель работы 5àSec кардинально отличается. Мы осуществляем технологические процессы чистки на месте в течение двух часов. Такое обслуживание предполагает, что потребитель заносит нам вещи, идет в торговый центр и на обратном пути забирает их после чистки.
— Но такая модель работы требует квалифицированного персонала. Как вы подбираете сотрудников?
— У нас слаженная работа команды. Основное наше требование к кандидатам — человек без опыта работы в других химчистках, но с желанием работать и учиться. Мы говорим, что если человек работал в других химчистках, он по нашим стандартам работать не будет. К нам приходит соискатель без опыта и проходит практическую стажировку. Каждый сотрудник выполняет все процессы: принимает вещи, предоставляет консультацию, рассчитывает клиента, гладит и выдает вещи. В других химчистках это делают разные люди. Правильная организация труда позволяет нам предоставлять сервис высокого уровня.
— Какой процент рекламаций?
— Мы работаем строго по рекомендациям производителя, которые указаны на бирке. Но основная проблема возникает с качеством одежды, когда производитель некорректно указал метод чистки или состав ткани. По статистике, на 10 000 клиентов 10 рекламаций. Это среднеевропейский уровень.
— Как выросли цены на ваши услуги? Какой у вас сейчас средний чек?
— Наши цены выросли на 40% в гривне, а средний чек составляет 200 грн.
— Как изменилась стратегия в Украине в связи с экономическими проблемами?
— Мы рассчитывали начать активное развитие нашей сети в 2014 году. Но, к сожалению, девальвация заставила нас приостановить открытие новых химчисток в Украине. И пока я не могу сказать, когда мы возобновим развитие.
— У вас нет рекламы. Как вы привлекаете потребителей?
— Мы себя не рекламируем. Открывая нашу химчистку в торговом центре, на локации с высоким трафиком, мы несем существенные издержки по арендной плате. В то же время нас ежедневно видят около 2 000 человек. Они подходят, спрашивают, получают консультацию, наблюдают за нашей работой, и таким образом мы привлекаем новых клиентов.
— Как вы опишете вашего клиента?
— Мы работаем с индивидуальными клиентами разного достатка. Но большая часть нашей аудитории относится к категории «средний+».
— Как часто вы обновляете оборудование?
— Средний цикл работы оборудования в европейских странах от 10 до 15 лет.
— Обращаются ли сейчас украинские бизнесмены за франшизой?
— В период роста экономики мы получали много предложений и успели запустить одну партнерскую химчистку 5àSec. В 2015 году люди интересуются, но конкретных предложений об открытии не поступало.
Автор: Александр Шокун