Как донбасская компания переезжала в Днепродзержинск

28.09.2015
1579

keramet.com.ua

Генеральный директор компании «Керамет» Владимир Бублей (15% украинского рынка металлолома) рассказал biz.liga.net об эвакуации бизнеса из Донбасса и Крыма в центральную Украину

Первая часть: до войны

Наше предприятие основано в 1990-м и в этом году отмечает 25-летие своей работы. Специализируемся на сборе и продаже металлолома. Создано было при участии ведущих предприятий Донецкой области (Авдеевский коксохим, Великоанадольский, Часовоярский, Красногоровский, Белокаменский огнеупорные комбинаты, Никитовский доломитный завод). В 2012 году компания вышла на международные рынки и открыла предприятия в Польше (Ченстохова) и Венгрии (Дунауйварош). Сейчас мы занимаем около 15% рынка металлолома Украины. До начала войны в штате было более 550 сотрудников, около 150 из них работали на предприятиях, которые сейчас находятся в зоне АТО.

До переезда в августе 2014 года главный офис компании находился в Донецке. Сегодня она сменила адрес местонахождения: теперь мы зарегистрированы в Киеве, эта информация является открытой. В прошлом году оборот «Керамета» составил более 2 млрд грн. 

Вторая часть: переезд

В Украине у «Керамета» два основных партнера — Днепровский и Алчевский металлургические комбинаты. Кроме них мы сотрудничаем с Метинвестом и Интерпайпом, а также многими другими. В составе компании 25 производственных подразделений, временно была прекращена заготовка на семи из них (производственный и копровой цеха в Алчевске, цеха в Луганске, Торезе, Макеевке, Ждановке, Инкермане).

Военные действия в Донецке и связанные с ними остановки крупнейших меткомбинатов стали основной причиной для того, чтобы перевезти офис компании и наших сотрудников с семьями в безопасное место на территорию, подконтрольную Украине. Юридический адрес компания зарегистрировала в Киеве, а центральный офис перенесли в Днепродзержинск. Логика решения проста: на территории Днепровского меткомбината находится арендованный нами цех, здесь же расположен производственно-заготовительный цех. А сам меткомбинат, как я уже говорил, — один из основных наших клиентов.

Решение о переезде далось нелегко, мы до последнего гнали мысль о том, что придется покидать свои дома, питали надежду, что ситуация как-то разрешится. Вплоть до августа прошлого года основная часть сотрудников, в том числе и руководство, находились на местах. Хотя ряд сотрудников ввиду крайне осложнившейся ситуации были откомандированы для прокладки сетей, организации резервных серверов и дополнительных рабочих мест за пределами головного офиса. Они были пионерами.

Как и раньше, к примеру, в период кризиса 2008–2009 годов, мы делали все, чтобы сохранить костяк компании. Потому, когда у нас «конфисковали» весь парк легковых автомобилей, а также несколько грузовых, и в целом стало крайне небезопасно, было принято решение о перемещении остальных сотрудников. Конечно, не все смогли, ведь смена места жительства — только вершина айсберга. Самым сложным для всех без исключения был психологический аспект переезда. И мне, и другим сотрудникам пришлось принять сложное решение: оставить не только комфортный офис, но и дома, родной город, привычный круг общения.

Кто-то не мог забрать родителей, и потому оставался, а другие, наоборот, переезжали целыми семьями. Всего из Донбасса переехало 48 семей, еще ряд перебрались в материковую Украину после аннексии Крыма. Конечно, были сложности технического характера: обустройство помещений и рабочих мест, налаживание системы взаимодействия на новом месте и т. п. Но это лишь незначительные трудности, с которыми мы достаточно быстро справились.

Компания со своей стороны приняла решение оказать материальную помощь сотрудникам: выдать так называемые подъемные для переезда. Также мы старались помочь с решением основных социально-бытовых вопросов. Те, кто приехал раньше, помогали с обустройством вновь прибывшим. Люди на время подселялись, находили себе квартиры, потом сами помогали кому-то еще. В общем, помогали друг другу как могли. Керамет, даже несмотря на столь сложное время, увеличивал фонд оплаты труда и таким образом помогал решать вопросы аренды и другие социально-бытовые проблемы.

Третья часть: бизнес на новом месте

Разумеется, пришлось несколько менять и привычные схемы работы. Впрочем, со всеми нашими партнерами мы выстраиваем долгосрочные отношения. Продолжаем работать с поставщиками, с которыми работали и ранее, теми, кто не приостановил свою работу в связи с боевыми действиями на востоке страны. Естественно, постоянно работаем над расширением круга поставщиков и партнеров как в Украине, так и за границей (к примеру, в Польше и Турции).

Сложно оценивать дополнительные затраты, связанные именно с переездом. Да, мы сейчас планомерно занимаемся ремонтом помещений и территории цеха в Днепродзержинске. Керамет уделяет постоянное внимание улучшению условий труда сотрудников. Потому я бы не стал говорить, что эти затраты связаны с переездом. В 2014 году мы старались помочь с перевозкой личных вещей сотрудников, сейчас все нашли себе жилье и живут в достойных условиях.

Отдельно мы стоимость переезда не выводили, так как необходимости не было. А вот исключить риски для жизни и здоровья сотрудников было нужно. Фраза относительно того, что жизни людей бесценны, хоть и избита, но очень уместна. Потому любые затраты здесь были бы оправданны.

Но это то, что касается переезда из Донецка, а если вспомнить, что не так давно был и Крым, то можно дать и цифры.

В связи с аннексией Крыма мы приняли меры для эвакуации дорогостоящего оборудования. Однако, с трудом вырвавшись с полуострова, на материке компания столкнулась с требованием фискальной службы Украины заплатить НДС и пошлину повторно. Это несмотря на то, что оборудование было ввезено еще в 2012 году и все налоги и пошлина были уплачены. Вот уже больше девяти месяцев мы «бьемся» за свое, в том числе и в судах. Оборудование все еще простаивает на складе, прямые и непрямые убытки составляют свыше 400 000 грн. Вопрос по-прежнему не решен, счетчик тикает, а это не только оборудование, это десяток несозданных рабочих мест, государство тем временем недополучает налоги и сборы. И что-то мне подсказывает, что мы не одни в такой ситуации, потому для государства счет идет, вероятно, на тысячи рабочих мест, сотни миллионов гривень, изъятых из хозяйственного оборота, и десятки недополученных бюджетом миллионов.

Источник: biz.liga.net

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.