Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как развивать ритейл-бизнес в Молдове? Рассказывает коммерческий директор «Фудмережа» Алексей Сериков
На молдавском рынке продовольственного ритейла один из лидеров - торговая сеть Green Hills Market. Сеть входит в украинский холдинг «Фудмережа» (Велика Кишеня, ВК Экспресс, Велмарт). О развитии сети Green Hills Market рассказал коммерческий директор ТОВ «Фудмережа» Алексей Сериков
— Расскажите о рынке продуктового ритейла в Молдавии: какой объем рынка, основные игроки?
—Годовой оборот рынка FMCG Молдавии составляет порядка EUR1 млрд. Если говорить о ключевых игроках – это, конечно, наша сеть Green Hills Market, MetroCash&Carry (MetroGroup), супермаркеты Nr1, не так давно объединившиеся «Unimarket» и Линелла, а также еще один представитель украинского ритейла - Fourchette «Фуршет». Естественно, присутствуют и другие участники, но это небольшие компании - и их влияние на общую расстановку сил на рынке незначительно.
— Насколько успешен ваш бизнес в Молдавии? Расскажите о вашей торговой сети Green Hills Market.
— Безусловно, по нашим оценкам, наш бизнес в этой стране достаточно успешен. На сегодняшний день мы являемся одним из лидеров молдавского рынка ритейла. Также нам принадлежит первенство и по количеству торговых площадок: в Молдове у нас работает 12 магазинов, из которых один расположен в Бельцах, а 11 – в Кишиневе. Общая их торговая площадь – 16 000 кв.м.
Один из наших торговых объектов функционирует под брендом «Велмарт», один Green HillsExpress и десять – супермаркетов Green Hills Market.
Все супермаркеты сети Green Hills Market работают по формату «Великой Кишени», «Велмарт» работает как и хорошо известная украинским покупателям сеть «Велмарт», в формате дисконтного гипермаркета: с тем же подходом к формированию ценового предложения, ассортимента, контроля качества и уровня обслуживания.
— В развитии сети вы применяете украинский опыт, или в Молдавии есть свои особенности, которых нет в Украине?
— Безусловно, мы стараемся максимально использовать наши наработки и уже имеющийся опыт работы на украинском рынке для развития бизнеса в Молдове. Но конечно мы учитываем особенности страны и менталитета, потребности покупателей и их предпочтения. Более того, часть бизнес процессов мы синхронизируем для двух рынков: к примеру, когда речь идет о некоторых действиях закупки, например нашего собственного импорта из Китая и стран Европы. При этом мы стремимся оставаться новаторами и лидерами – и это нам как компании характерно и в Украине, и в Молдове.
Если же говорить о молдавском рынке, то в наших ближайших планах запуск пилотного проекта на кишиневском «Велмарте»: мы планируем установить здесь кассы самообслуживания и, в зависимости от полученного результата – если инновации придутся по душе нашим покупателям, до конца 2016 года мы интегрируем это техническое решение и на других наших торговых площадках.
В Молдове у нас также действует свой распределительный центр. К слову сказать, мы - первый ритейлер, который запустил свой собственный РЦ в этой стране. Он имеет как «сухой», так и «холодный» - минусовый - склады, а его общая площадь составляет около 4 500 кв м, что позволяет нам максимально эффективно наладить цепочку поставок в наши магазины. При этом он полностью обслуживает всю сеть: у нас 98 % поставок происходит через распределительный центр.
— Где легче вести бизнес в Украине или Молдавии?
— На этот вопрос нет однозначного ответа: всюду есть достаточно своих нюансов. Но самое важное - это умение эффективно применять свои собственные знания и опыт, который уже есть, предвидеть и прогнозировать заранее, поскольку какие-то процессы все равно взаимосвязаны и обладая информацией можно предугадать дальнейшее развитие событий и заранее принять меры.
— Какой ассортимент продукции предлагают ваши супермаркеты? Развиваете ли направление собственных торговых марок и каких категориях? Какой процент в общем ассортименте занимают СТМ?
— Как я уже сказал, большинство из наших торговых площадок «повторяют» формат «Великой Кишени» и «Велмарт» - соответственно, это касается и ассортимента. У нас представлен широчайший выбор как продуктов питания, так и всего необходимого – от бытовой химии до косметики – по доступным ценам.
Об СТМ: на молдавском рынке у нас состоялся запуск только одной «местной» собственной торговой марки, под которой представлена одноразовая посуда. Весь остальной ассортимент наших СТМ пока «синхронизирован» с украинским: то есть мы осуществляем поставки продукции под нашими украинскими собственными торговыми марками с украинского РЦ на молдавский. Естественно, это происходит с учетом конъюнктуры рынка и по мере необходимости, в том случае, если наши торговые марки могут составить конкуренцию лидеру в определенном сегменте, либо дать покупателю лучшую цену.
В сети Green Hills у нас достаточно хорошо развито собственное производство: хлебное, мясное, а также производство замороженных полуфабрикатов. Оно занимает долю порядка 25 % - и мы планируем дальнейшее активное развитие этого направления.
— Какой средний чек в ваших супермаркетах? Как изменился средний чек в 2015 по сравнению с 2014 годом?
— Средний чек в 2014 году был 101 лей (средний курс по итогам 2014 года: 100 лей = 84,13 грн - прим.ред), а в нынешнем году этот показатель на уровне 108 лей.
— В связи с девальвацией леи в Молдавии, насколько % выросли цены с начала года? Какие отличия в поведении потребителей вы могли бы выделить, если сравнить Украину и Молдавию?
— Девальвация (особенно, если сравнивать с тем, что происходило на территории Украины) была незначительной - соответственно, не произошло значительного роста цен. Как, впрочем, не особо поменялось и покупательское поведение. Но, на наш взгляд, это явление временное – и уже с четвертого квартала этого года мы ожидаем изменение потребительского спроса. Причина проста - темпы девальвации ускорились. По нашим ожиданиям, ситуация в Молдове будет развиваться по сценарию украинского рынка - ситуации с девальвацией в конце 2014 года. Мы к этому готовы и заранее предприняли необходимые шаги.
— Могли вы рекомендовать украинскому бизнесу идти в Молдавию? И что бы вы рекомендовали? Какие планы по развитию на 2016 год?
— Всем ритейлерам, планирующим свой выход на этот рынок, стоит учесть, что им доведется столкнуться с серьезными конкурентами: мы ведь уже там. А если серьезно: давать рекомендации – неблагодарное дело. Каждому стоит самостоятельно для себя решить, взвесив все за и против.
О планах: в дальнейшем мы планируем активно развиваться в данном регионе. Так, в 2016 году мы рассчитываем открыть порядка 5-7 торговых точек, торговая площадь которых будет от 600 до 2500 кв м. И в зависимости от этого показателя, а также представленного в магазинах ассортимента, работать они будут в двух форматах – дисконтного гипермаркета или супермаркета.
Автор: Александр Шокун