Чичваркин: Хочу, чтобы на моей могиле написали — он добил СССР

30.07.2015
1522

biz.liga.net

ЛІГАБізнесІнформ провела интервью с российско-британским бизнесменом Евгением Чичваркиным. Вопросы относились не к общественной деятельности Евгения, а к Чичваркину-бизнесмену. Интервьюировать бизнесмена ЛІГАБізнесІнформ позвала четырех украинских молодых предпринимателей — Дмитрия Подолева, сооснователя и управляющего партнера бизнес-инкубатора IHUB, Андрея Пивоварова, генерального директора проекта GOIT, Катерину Галич, директора по развитию компании AstraFit (виртуальная примерочная), Сергея Городнего — основателя и CEO проекта Politaemo. Приводим выдержки

На вопрос, когда начинать бизнес, ответ: «Чем раньше, тем лучше». Кто раньше встал, того и тапки. По моему мнению, оптимальный возраст для начала бизнеса — 22 года.  

Если, грубо говоря, в Украине произойдут перемены, которых все ждут, то здесь за считаные годы появятся новые миллиардеры, о которых сейчас никто и не слышал.

Бизнес с друзьями — это как свадьба: чем ближе друг, тем честнее должен быть договор с ним. Настоящий договор, написанный на бумаге, составленный в британском праве. В этом документе кроме данных о суммах и долях надо еще прописать как можно больше понятийных вещей: Вася отвечает за продажи, а Петя — за производство. Это будут маяки, ограничения, которые вам не дадут переругаться.

Когда бизнес перерастает начальную стадию нужно нанимать правильных людей. Когда «Евросеть» была уже большой, я понял, что должен собеседовать от 2 до 5 человек в неделю. Через меня проходили все вице-президенты и руководители отделов, а когда никто в топ-менеджеры не номинировался, я собеседовал начальников магазинов. Может быть, в последнем и не было необходимости, но таким образом я получал информацию, что думают о нашей компании на рынке.

Заменимы все. Люди не очень хорошие по своей природе. Они хуже, чем вам кажется. Заменимы абсолютно все. Вопрос времени и денег.

Я даже думаю, что HR-менеджер важнее СFО, СIO, СMO и т. д. Основатель — руководитель бизнеса и тот, кто нанимает людей, — это высшее звено компании. СЕО должен обязательно иметь талант рекрутера.

Компания уже не стартап и переходит в операционную фазу можно понять по прибыли: начал зарабатывать — не стартап. А нанимать крутого СЕО надо тогда, когда вы соберетесь на Западе привлекать у чванливых банкиров дешевые деньги. Тогда вам нужен будет СЕО с правильным английским и дипломом MBA, которого такие инвесторы будут готовы услышать. Потому что вы, каким бы талантливым предпринимателем ни были, им ничего доказать не сможете, а какой-то британский пустобрех - сможет.

Есть такая книжка Джанелл Барлоу «Жалоба как подарок». К сожалению, она мне поздно в руки попала. Но когда мы ее в «Евросети» прочитали, то ввели систему жалоб. Например, допустим, что в Иркутской области клиент оставляет на точке продаж совсем безумную жалобу. Ее обязаны (ОБЯЗАНЫ!) внести в общую систему жалоб, в которой виден телефон клиента, продавца, на которого жалуются, его начальника, регионального руководителя и вице-президента, ответственного за направление. Я утро начинал с того, что выборочно звонил обиженным покупателям по всей стране и узнавал, как разобрались с проблемой. Если неважно — звонил сотрудникам.

Хороший сервис в большой компании начинается с тех людей, которые будут его предоставлять. Они должны быть единомышленниками. Должен совпадать ценностный ряд у всех сотрудников. Это должен быть образ мышления, образ жизни для сотрудников. Не надо набирать на работу мизантропов и хамов, чтобы ломать их через колено и заставлять улыбаться клиентам.

Делегирование полномочий — это как ребенок в первый класс идет. Вот он первый раз пошел в школу — и ты сидишь весь на иголках, волнуешься и бежишь после обеда его забирать. Потом на продленку останется, затем летом в лагерь уедет, а потом и в другую страну учиться. Так и в бизнесе.

Как понять, что человека можно взять на борт и сделать соучредителем компании? Это ваше чутье. В долю компании я никого не беру, в долю от прибыли — да. Но я не скажу, что это правильно - не делиться долей бизнеса. Просто я так устроен. Делиться уловом — да, делиться удочкой — нет. Это русская ментальность.

Для меня перспективно все, что нельзя продать через интернет. Это ресторанный бизнес, все, что касается туризма. Я просто не хочу заниматься ничем виртуальным, люблю жизнь настоящую. Относительно перспективности в Украине — если будут нормальные реформы, здесь должен быть бум строительства, бум инвестиций.

Украина привлекает возможностями. Здесь сейчас уникальная возможность изменить страну, реально сделать нормальное государство. Если это произойдет — Россия не сможет этого не замечать, ей тоже придется меняться. Я готов помочь вашей стране, но пока не приглашают.

Книги помогают предпринимателю, если предприниматель готов принять, что его будут учить. Многие неготовы принять, что их будет учить какой-то мудак из Америки. Но в Украине есть дикий спрос на новую информацию. Я когда узнал, что билеты на меня продают здесь по 150 баксов, мне даже неудобно стало. В Лондоне на Михаила Ходорковского можно сходить за 15 фунтов.

На своем надгробном камне я бы прочитал — Человек, добивший Советский Союз. Сейчас именно здесь, в Украине, есть шанс это сделать — добить тоталитарный строй в странах СНГ. Повторюсь, что если Украина реформируется и станет свободной страной, то тоталитарная Россия не отвертится, ей просто будет некуда деваться.

Источник: biz.liga.net

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.