Как живется украинскому ритейлу в Крыму

22.07.2015
4272

meduza.io

Специальный корреспондент российского издания Meduza отправился в Крым, чтобы узнать, как на полуострове работают российские и украинские предприниматели. Приводим выдержки из статьи о том, как работает ритейл

В отличие от банков, украинские ритейлеры предпочли остаться в Крыму, хотя они стараются этого не афишировать.

Украинский АТБ произвел в Крыму локальный ребрендинг и теперь торгует под брендом «Продукты у дома» (ПУД), уверенно лидируя среди всех местных продуктовых ритейлеров. При этом второе и третье место делят другие украинские компании — «Фуршет» и «Ciльпо».

Руководитель ассоциации ритейлеров Крыма «Торговля Крыма», бывший гендиректор сети «Фуршет» Сергей Макеев рассказывает, что собственники отказались уходить из Крыма прежде всего потому, что это невыгодно: «Если на Украине покупательский спрос падает, а средняя наценка около 20%, то в России, а теперь и в Крыму, нормальной считается наценка в 40%». Макеев пересказывает показательную историю про сеть магазинов непродовольственных товаров «Фокстрот», у которой полтора десятка магазинов в Крыму: «На начальном этапе собственники прислали письма руководителям, что не имеют возможности сотрудничать с негражданами Украины. А когда в конце квартала увидели, какая экономика у магазинов, забыли о политике».

Крупных российских сетей в Крыму нет — и заходить они пока не собираются. Основная причина: украинские ритейлеры могут возить товары из Украины без всяких таможенных платежей. О том, что с Москвой есть негласная договоренность, позволяющая вывозить украинские продовольственные товары в Крым без заполнения таможенных деклараций, мне рассказывает высокопоставленный источник в правительстве: «Есть закрытое постановление местного правительства, разрешающее ввозить сельхозпродукцию. Мы же должны социальный аспект учитывать, чтобы не было резкого роста цен. Поэтому в Крым завозят сегодня продукты питания из Украины свободно».

Эта мера действует до сих пор. Однако с начала 2015 года появилась новая проблема: Центробанк разрешил принимать платежи от украинских поставщиков только в том случае, если будет заполнена таможенная декларация. Предприниматели ищут обходные пути. Во-первых, сетевики могут покупать товар у поставщиков еще на Украине — и везти его в Крым из «распределительного центра». Во-вторых, нашлись крымские посредники, скупающие у дистрибьюторов товар за наличные — и перепродающие его уже сетевикам, рассказывает руководитель ассоциации ритейлеров Крыма Матвеев.

Новым российским ритейлерам в Крыму работать тяжело. Даже те международные компании, которые сменили структуру управления и переключили логистику на Россию, испытывают сложности. Auchan и Metro Cash&Carry теперь возят все товары из распределительного центра в Ростове-на-Дону. «Так у них ассортимент в прямом смысле от ветра зависит. Шторм на Керченском проливе — полки пустые. Погода восстановилась — опять магазин заполнен», — иронизирует Матвеев. По ценам россияне тоже не могут конкурировать с украинцами: «Если в „Ашане“ сахарный песок стоит 52 рубля, то у сахара украинского производства уже после дистрибуции получается цена — 37 рублей».

«Крупных игроков сегодня мы не приглашаем, потому что у них вся ценовая линейка на продукцию выше, чем у нас на сегодняшний день, — разводит руками "глава" Крыма Аксенов. — Поэтому смысл сегодня заводить таких игроков? И они сами не видят смысла. Потому что они не смогут в этой части конкурировать».

Любопытно, что из Крыма уходят, скорее, не украинцы, но россияне. Так, опасаясь санкций, «Лукойл» продал свои заправки структурам Сергея Курченко. 29-летний украинский предприниматель, близкий к семье бывшего президента Украины Виктора Януковича, сейчас своим бизнесом управляет из Москвы. Он же купил третью по величине в Крыму сеть автозаправок «Современник». До этого сетью владел один из самых влиятельных крымских татар в регионе Ленур Сеттаров. Название «Современник» на заправках осталось, а вот с «Лукойла» вывески сняли; его бывшие станции можно узнать только по фирменным цветам.

Источник: Meduza

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.