Факторинг позволяет нарастить объемы бизнеса, но так и не стал популярным у украинских поставщиков

15.05.2015
2807

www.hr-portal.ru

Факторинг — финансовый инструмент, который может позволить поставщику нарастить оборот, но из-за высоких процентных ставок эта схема не получила широкого распространения

«Большинство коммерческих компаний и производителей, поставляющих товары в торговые сети, испытывает естественный недостаток в оборотных средствах. Факторинг — один из финансовых инструментов, который позволяет решить данную задачу за счет ускорения обращения имеющегося рабочего капитала», — рассказывает директор по работе с юридическими лицами ПУАО «Фидобанк» Наталия Гасинская.

Как работает факторинг? Поставщик отгружает товар ритейлеру и передает право требования оплаты банку. Банк платит поставщику сумму с дисконтом за поставку — и ритейлер уже должен банку. Используя факторинг, поставщик может нарастить объемы бизнеса за счет увеличения товарного кредита на дебиторов и улучшить платежную дисциплину дебиторов. «Кроме того, как показывает практика, дебиторы более аккуратно платят поставщикам, когда знают, что их долг передан банку», — говорит Наталия Гасинская

Начальник отдела факторинговых продаж и развития партнерских отношений UniCredit Bank Игорь Сабадин приводит преимущества использования факторинга для ритейлеров: 

  • возможность получить отсрочку платежа или увеличить ее срок в случае, если она предусмотрена на момент начала пользования факторингом;
  • банк может предоставлять покупателю дополнительную отсрочку платежа, что приводит к соответствующему высвобождению оборотного капитала на период полученной отсрочки от поставщика и от банка;
  • получение скидок от поставщиков в связи с финансированием банком осуществленных поставок, увеличение товарооборота за счет улучшения коммерческих условий;
  • повышение конкурентоспособности, выход на новые рынки сбыта или их расширение, бесперебойное снабжение продукцией;
  • в случае если факторинговая операция строится со стороны покупателя (реверсивный факторинг), то поставщик получает более дешевое финансирование, чем мог бы получить его, обратившись в банк самостоятельно. Соответственно, уменьшается себестоимость продукции с последующим снижением закупочных цен для покупателя.

«Для нас как для покупателей — это привлечение новых партнеров, дополнительная мотивация и поддержка работы ключевых поставщиков без дополнительных рисков и затрат с нашей стороны», — говорят в пресс-службе сети «Брусничка». Правда, по факторингу стремятся работать те поставщики, которые испытывают необходимость в получении оперативного пополнения оборотных средств.

По словам Игоря Сабадина, комиссионное вознаграждение банка зависит от ряда факторов, но в среднем процентная ставка находится на стандартном уровне стоимости кредитных продуктов банка для клиентов. 

По словам директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, банки предлагали договоры факторинга с 2008 года, но за все эти годы он не получил популярность у украинских поставщиков. Одна из основных причин — это стоимость операций факторинга. «У импортера или производителя маржа незначительная, до 15%, и платить за факторинг 7–8% — это работа в убыток, —  говорит Дорошенко. — Ритейлеры, в свою очередь, хотят иметь дело с разрозненными поставщиками, а не с банками. Если ритейлер попадает в тяжелую финансовую ситуацию, прежде всего будет погашать свою задолженность банку, а не поставщикам. Эти причины не позволяют полноценно существовать факторингу в нашей стране».


Автор: Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.