Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Большой наплыв покупателей и задержки. Как "ковидная" тысяча от государства повлияла на украинские книжные магазины, сети кинотеатров и спортклубы
Monobank
В конце 2021 года Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что украинцы, прошедшие полный курс вакцинации (две прививки), смогут получить поддержку от государства — 1000 гривен на отдельно созданную карточку, которые можно потратить только на покупку книг, приобретение абонементов в спортзалах, билетов в театры, кинотеатры, концерты, музеи, авиа или ж/д билеты и в отдельных кафе и ресторанах.
В этой программе участвуют 8 банков-партнеров — в частности, "ПриватБанк", "Ощадбанк", "Альфа-Банк", а также мобильные банки Monobank, izibank и т.д.
По данным Министерства экономики, за первые две недели работы "єПідтримки" более 6,2 млн украинцев подали заявки в “Дію” на получение 1000 грн. Более 700 млн грн из полученных средств украинцы уже потратили.
Retailers опросил компании, которые представляют возможность потратить «тысячу»: что покупают украинцы и справляются ли сайты с количеством заказов.
Книжные магазины
На первом месте среди расходов "єПідтримки" — книги. За первые две недели украинцы потратили на них 250 млн гривен. Книжные магазины и издательства запустили многочисленные акции, конкурсы и скидки, чтобы привлечь больше клиентов. Кроме этого, почти каждый книжный интернет-магазин позаботился о том, чтобы покупателям было понятно, как расплатиться "ковидной" тысячей и запустил пошаговую инструкцию.
Однако, как оказалось на практике, книжные онлайн-платформы, магазины и даже сайты издательств было не готовы к такому огромному наплыву заказов. Кроме того, выплата “ковидной” тысячи совпала с периодом новогодних праздников, когда и так увеличивается нагрузка на многие онлайн-магазины.
Сайт одного из крупнейших книжных онлайн-магазинов Украины Yakaboo почти сразу после первых выплат "поддержки" украинцам "лег". Не справлялась и с наплывом заказов доставка. По словам бывшей сотрудницы Yakaboo и нынешней менеджерки Института когнитивного моделирования Надежды Потоцкой, ежедневное количество заказов книг выросло втрое у магазинов и крупнейших издательств — в Yakaboo, например, в декабре 2021 года за один день клиенты заказывали 168 4000 книг, тогда как в 2020-м – примерно 50 000.
Потоцкая добавляет, что украинцы прежде всего покупают популярные и дорогие книги, которые многие не могли себе позволить раньше — например, «История искусства» от издательства Vivat (1200 грн), «Преодолеть прошлое» Ярослава Грицака (680 грн) и т.д.
На сайте Yakaboo опубликован график доставки и выдачи заказов в период новогодних праздников. Так, заказы по Украине, сделанные до 27 декабря должны добраться своих покупателей к Новому году, а доставка заказов, сделанных после 27-ого, должна начаться с 03 января 2022 года. Кроме того, работают пункты самовывоза.
3 января корреспондент Retailers заказал две книги и указал, что хочет получить их в почтомате "Новой почты". В тот же день пришло уведомление в Viber, что заказ подтвержден и нужно ожидать смс с номером декларации. Однако по состоянию на 6 января ни смс, ни какого-либо уведомления о доставке заказа от Yakaboo не поступало. Статус заказа на сайте — "готовится к отправке". Дозвониться в контакт-центр по двум номерам не удалось.
С задержкой доставки заказов столкнулась и журналистка Елена Чиченина — она заказала книгу в онлайн-магазине с доставкой в конце декабря, однако дата доставки изменилась на 5 января, а позже — на 17 января. В комментариях большинство пользователей также сообщают, что доставка Yakaboo в период новогодних праздников задерживается.
В Yakaboo Retailers рассказали, что действительно за три недели нагрузка на платформу выросла и теперь их колл-центр и склад обрабатывают заказы круглосуточно. С первого дня работы программы "єПідтримка" Yakaboo отработала почти 139 000 заказов и прислала читателям более 373 000 книг. СЕО книжной платформы Иван Богдан говорил, что каждый день Yakaboo обрабатывает почти 30 000 обращений в контакт-центре, поэтому не все клиенты могут оперативно дозвониться.
В пресс-службе платформы отмечают, что в заказах лидируют детские книги (22,5%), художественная литература (20,6%) и нон-фикшн (бизнес, деньги, экономика – 7,9%, воспитание детей, книги для родителей – 6 ,3%, обучающая литература – 5%). В Yakaboo добавляют, что в среднем на тысячу гривен один клиент покупает 3-4 книги.
Аналогичная ситуация сложилась и в “Книгарні “Є” — интернет-магазин не справляется с повышенным спросом, заказы откладываются, к тому же комментарии на страницах книжного магазина в Facebook и Instagram закрыты. Пользователи возмущены, что не могут даже узнать, что с их заказами.
Корреспондент Retailers сделал заказ на сайте “Книгарні “Є” 2 января. Сразу же, на странице оплаты за книгу идет предупреждение о том, что доставка может осуществляться в течение 2-14 дней со дня заказа. В самом книжном магазине (ул. Лысенко, 3) сказали, что “не нужно так быстро ожидать посылку, ведь сейчас (по состоянию на 3 января-ред.) поступают заказы клиентам, которые сделали их еще в середине декабря.
Корреспондент Retailers отменил свой заказ и купил книгу в физическом магазине. На карту "єПідтримки" деньги вернулись спустя 2 дня.
Волонтер и активистка Ольга Решетилова сделала свой заказ 5 декабря, однако по состоянию на 4 января от “Книгарні “Є” не поступило сообщение о статусе или хоть какая-то информация о ее доставке. Решетилова добавила, что на горячей линии книжного магазина полторы недели ей никто не отвечает, а сообщения в соцсетях игнорируются.
В комментариях поста Решетиловой редакторка Кира Толстякова пишет, что сроки доставки ее заказа постоянно переносились — сначала в книжном магазине говорили, что книга “доедет” через 1-3 дня, потом — 1-7 дней. По словам Толстяковой, на звонки “Книгарня “Є” также не отвечает. Пользователь Марьян Кушнир отметил, что заказал книги 21 декабря и они до сих пор не пришли, а пользователь Татьяна Шевченко заказала книги 18 декабря как подарок на Новый Год, однако только 4 января ей позвонили из книжного магазина и сказали, что “половины книг по ее заказу нет".
5 января “Книгарня “Є” в своих соцсетях опубликовала официальное обращение к своим читателям, в котором извинилась и сказала, что с начала декабря их команда работает на «максимальных мощностях» — call-центр интернет-магазина работает круглосуточно, а менеджеры в порядке очереди прорабатывают все запросы от клиентов.
Одним из выходов из ситуации, когда книжные онлайн-платформы перегружены, являются сайты издательств, где можно приобрести нужную книгу. Однако за последние недели и они почувствовали на себе результат от "єПідтримки". В издательстве Vivat рассказали, что их продажи выросли в четыре раза – на 700%, а посещаемость сайта – на 300% по сравнению с новогодним периодом 2020-2021 годов. На тысячу гривен клиенты у них покупают по 6-7 книг.
В Vivat отмечают, что ныне однозначными фаворитами продаж стали книги "История искусства" Стивена Фартинга (960 грн), "Нетфликс и культура инноваций" Гастингса Рида (184 грн). К тому же, в разы увеличился спрос и на детские книги.
Издательство отмечает, что несмотря на сложности, у них был сформирован резерв работников и поэтому они могут быстро реагировать на всплески заказов, а для того чтобы масштабироваться в краткосрочной перспективе, у Vivat нет необходимости в наборе новых сотрудников.
Другие книжные интернет-магазины или сайты издательств также сообщают о том, что загруженность выросла в несколько раз за последние недели, из-за чего откладывается доставка. Так, "Издательство Старого Льва" предупреждает, что доставка может осуществляться от 1 до 5 дней, а интернет-магазин "Буква" закрыл комментарии под постами о "поддержке", сообщая, что "они работают на всех порах, чтобы доставить заказ".
Соучредительница и редактор культурно-издательского проекта "Читомо" Оксана Хмелевская говорит, что украинцы мало тратятся на книги, потому что у них нет денег. По ее словам, "люди готовы тратить средства, прежде всего, на обеспечение базовых потребностей, а потому у них нет лишних средств, которые они могут выделить на высшие духовные ценности и культурные услуги".
Экспертка добавляет, что в программе "єПідтримка" книга популярнее, чем кинотеатры, потому что это вещь, которую можно приобрести и подарить, а театры и музеи есть не во всех населенных пунктах. Кроме того, система доставки книг активно работает и их можно заказать по почте в любой уголок Украины.
Кинотеатры
По данным Минэкономики, с помощью "єПідтримки" за последние три недели на поход в кинотеатр украинцы потратили 210 млн гривен. Как выяснилось, "ковидную" тысячу можно потратить не только на покупку билетов, но и на бар в сетях кинотеатров. Так одному из жителей Харькова удалось приобрести алкоголь в баре одного из кинотеатров города — это ему стоило 60 грн. В комментариях пользователи написали, что и в сети кинотеатров "Мультиплекс" можно также приобрести алкоголь, сладости и еду с помощью "єПідтримки".
Маркетинг-директор сети "Мультиплекс" Александр Жиляев утверждает, что в барах кинотеатров можно купить все, кроме алкоголя.
Соучредитель сети кинотеатров "Планета Кино" Дмитрий Деркач в конце 2021 года сообщил, что после первых выплат "ковидной" тысячи у них произошел "завал колл-центра". Маркетинг-директор "Планеты Кино" Анатолий Козловский в комментарии Retailers добавил, что количество обращений в контакт-центр "Планеты Кино" выросло в несколько раз и они не справляются с нагрузкой.
Александр Жиляев из "Мультиплекса" предполагает, что с учетом интересных фильмов и выплат 1000 гривен, за декабрь-январь прирост посетителей в их сети кинотеатров может увеличиться в два раза. При этом Анатолий Козловский говорит, что по показателям "Планета Кино" идет на доковидном уровне — это совпадение нескольких факторов: популярные фильмы к Новому году, отмена “красной” зоны и 1000 гривен от президента.
Для привлечения клиентов “Планета Кино” в сотрудничестве с Монобанком запустила пакет из четырех сертификатов по 250 грн на билеты в кинотеатры и 4 промокода (или штрих-коды) на попкорн. Однако в “Планете Кино” говорят, что расплатиться тысячей можно только в билетных кассах.
Спортзалы
Одна из крупнейших сетей спортклубов Украины Sportlife с началом программы “єПідтримка” запустила специальные месячные абонементы полного или выходного дня, а также “є-Сертифікат” — их стоимость 1000 грн. А в сети “АтлетіКо” есть возможность до 14 января купить акционный абонемент за 1000 грн на 3 месяца.
На запросы Retailers о том, активно ли пользуются “ковидной” тысячей клиенты, эти две сети спортзалов не ответили.
Автор: Александр Шарипов