Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Рейтинг: 30 успешных бизнес-вумен по версии "Нового времени". Кто вошел в него из ритейлеров?
Фото: НВ
Журнал НВ составил список 30 украинок, добившихся выдающихся успехов в бизнесе. В него вошли владелицы и топ-менеджеры компаний, занимающих лидерские позиции в своих отраслях. Среди участниц списка — бизнес-вумен от 28 лет до 71 года, представляющие практически весь спектр украинского бизнеса: от агропрома до фармацевтики и от промышленности до ритейла. Retailers выбрал из списка представительниц из сферы ритейла.
Татьяна Абрамова, основательница и CEO бренда Rito
Фото: brand-info.com.ua
За 30 лет своего существования компания Татьяны Абрамовой, начав с маленького ателье, превратилась в национальный бренд одежды, который ежегодно выпускает на рынок сразу несколько модных коллекций, принимает участие в Ukrainian Fashion Week и продает свои творения европейским модникам.
Основное преимущество Rito — качественный трикотаж, который компания Абрамовой производит на собственной фабрике по последнему слову техники. Благодаря этому одежда бренда долговечна, а производство практически безотходно. В итоге Rito стала на родине пионером в области осознанного потребления.
Пандемия дала мощный толчок развитию бизнеса Абрамовой. Несмотря на потери продаж в физическом ритейле, — а одеждой компания торгует в двух фирменных магазинах и в столичном ЦУМе, — интернет-спрос вырос в 2,5 раза. Кроме этого, бизнесвумен запустила новый молодежный бренд. «Это не «боже, как плохо», а «вау, как интересно», — говорит она о коронакризисе.
Юлия Бадритдинова, генеральный директор McDonald’s в Украине
Фото: rau.ua
Украинские заведения McDonald’s в прошлом году недосчитались каждого пятого посетителя, если сравнивать с доковидным 2019‑м. Продажи просели на 4%. При этом на опцию McDrive и доставку нагрузка выросла в разы. Все это побудило оптимизировать процессы, усилить цифровизацию.
Несмотря на все трудности, которые повлек за собой коронакризис для индустрии фастфуда, компания под руководством Юлии Бадритдиновой продолжила активную экспансию в Украине. Инвестиции потекли в открытие новых точек (пять за год) и реновацию старых. Общее количество ресторанов быстрого питания под желтой буквой М перевалило за сотню, и в этом году компания намерена запустить более 10 заведений.
«Последний раз компания открывала больше 10 ресторанов в 1999 году», — с гордостью заявляет Бадритдинова, уточняя, что первая точка появилась в Киеве в 1997‑м на Лукьяновке. По ее словам, компании удалось сохранить команду размером примерно в 10 000 человек и избежать увольнений, выплачивая компенсации за простой. «Главное достижение: мы вышли из кризиса сильнее», — резюмирует Бадритдинова.
Галина Герега, соосновательница и глава компании Эпицентр К
Фото: DR
Коронакризис стал временем возможностей для бизнеса четы Герег: их строительные гипермаркеты усилили свои позиции лидеров отечественного ритейла и продолжили экспансию. За год, сеть состоящую из 65 "Эпицентров" и 10 магазинов "Новая линия", посетили 65 млн украинцев.
«Мы считаем, что кризис — это один из самых мощных толчков для развития», — уверена Галина Герега. Руководствуясь этой логикой, в 2020‑м компания, которую она основала вместе с супругом, ныне заседающим в ВР, ускорила процессы внедрения инновационных технологий, открыла в новом формате центры выдачи заказов интернет-магазина epicentrk.ua, а также дала старт новым крупным торговым направлениям — Food Market, Аптека 100+ и Средства защиты.
Для диверсификации портфеля Гереги развивают и свой сельскохозяйственный бизнес — "Эпицентр Агро".
В 2021‑м чета продолжила инвестировать в ключевые направления: завершила строительство второй очереди предприятия по производству керамической плитки в Калиновке, Киевской области (мощностью 9 млн кв. м в год) и модернизировала завод "Карпатская керамика" в Калуше.
На будущее у "Эпицентра" планы еще более амбициозные: вложиться в производство сухих строительных смесей и построить газобетонный завод.
Валерия Гузема, основательница ювелирного бренда Guzema Fine Jewelry
Фото: guzema.com
Валерия Гузема, выпускница столичного Института журналистики и бывшая ведущая телеканала HD Fashion, создала один из самых успешных ювелирных брендов страны. В ее портфеле 22 коллекции и 10 коллабораций, а также опыт эксклюзивной работы с эстетикой желтого золота.
Среди известных клиенток Гуземы — первая леди страны Елена Зеленская, надевшая на инаугурацию мужа в 2019‑м серьги Guzema Fine Jewelry. В 2016‑м на украшения этого бренда обратила внимание актриса Ким Кэттролл из сериала "Секс и город".
Поддерживая тренд социальной ответственности бизнеса, Гузема запустила благотворительные проекты при участии Маши Ефросининой и "Фонда Елены Пинчук". Для этого направления она основала собственный фонд — Guzema Foundation.
Ключевая задача Гуземы — это популярность ее продукции. «Мое главное достижение — когда я встречаю на улице счастливых и уверенных в себе женщин и девушек в украшениях Guzema Fine Jewelry», — говорит она.
Алина Качоровская, CEO Kacho Group, соосновательница бренда обуви Kachorovska
Фото: DR
Индивидуальный пошив обуви — дело жизни нескольких поколений семейства Качоровских, которые возвели туфли в отдельный вид искусства на украинском рынке. За более чем 50 лет работы в формате семейного ателье они создали свыше 40 000 пар обуви.
В 2015‑м компания запустила серийную линию готовой обуви. За это время из цеха с семью сотрудниками бренд Kachorovska превратился в полномасштабное производство в Житомире с сотней специалистов и собственным дизайн-бюро. Колодки для обуви по спецзаказу теперь изготовляет одна из лучших фабрик Италии.
Сегодня обувь Kachorovska пользуется стабильной популярностью среди украинских модников и знаменитостей.
В коронакризисный 2020‑й благодаря Алине Качоровской компания сохранила свои позиции на рынке и даже расширилась. В январе 2021‑го ее бизнес объявил о создании фэшен-холдинга Kacho Group, в апреле запустил новый бренд обуви Melly, а в мае — бренд одежды K.everywear. Сейчас в структуру бизнеса Качоровской входят три офлайн-магазина, два онлайн-магазина, три бренда одежды и обуви, а также кафе.
Ольга Копылова, соосновательница сети гастролавок "Черноморка", "Селедочная", "Анчоусная", "Чебуречная"
Фото: DR
Ольга Копылова как никто умеет зарабатывать на том, чем богата Украина. В ее случае это рыба. В рыбный бизнес Копылова пришла вместе с мужем в 2013‑м, и с тех пор компания расширилась в разы. Фишка ее направления — рыба собственного вылова.
Компания располагает штатом рыбаков, лодками и сетями в Николаевке, Одесской области. Также Копылова верит в туристические перспективы региона, поэтому открыла здесь козью ферму и строит отель.
"Черноморка", которая начиналась с поставок рыбы, на сегодняшний день трансформировалась в полноценную сеть ресторанов с 11 локациями в Киеве. Также Копылова развивает сети заведений "Анчоусная" и "Селедочная".
Все сети Копыловой расширялись даже в сложный для ресторанной индустрии 2020 год. И теперь в планах открытие новых локаций. Также есть у ресторатора свежее предложение — "Чебуречная" от "Черноморки", которая открылась в мае в столице.
Анна Луковкина, автор и основательница проекта "Всі.Свої"
Фото: DR
Главное детище бывшего ивентера Анны Луковкиной — знаменитый проект "Всі.Свої", одевший отечественных модников в произведения украинских дизайнеров.
В 2015‑м платформа стартовала с маркета одежды, обуви и аксессуаров, а теперь выросла до целой империи в сфере будничной моды и ивентов — серии маркетов, вечеринок, четырех магазинов, ивент-пространства и онлайн-магазина vsisvoi.ua.
В 2016 году команда "Всі.Свої" открыла крупнейшее в мире шопинг-пространство украинских брендов — магазин одежды и обуви на Крещатике, где представлено более 200 производителей. В 2018‑м открылся второй магазин, где можно найти более 150 брендов декора, керамики, текстиля, мебели, освещения, подарков и сувениров. С 2019‑го магазин "Всі.Свої" представлен в столичных ТРЦ.
Карантин мотивировал Луковкину и ее команду усилить онлайн-магазин vsisvoi.ua. За год им удалось увеличить количество посетителей на 63,8%, количество транзакций — на 73,7%, доход — на 25,14%.
В весенне-летнем сезоне 2021 "Всі.Свої" начали осваивать новые направления — запустили коммерческие вечеринки на террасе пространства Д12 на вершине столичного Андреевского спуска и открыли новый концертный бизнес. Например, группа Go-A после выступления на Евровидении в Роттердаме первый концерт дала в локации "Всі.Свої".
Лера Бородина, соосновательница сети бьюти-пространств G.Bar, основательница сервиса аренды платьев Oh My Look!
Фото: Наталья Кравчук / НВ
Лера Бородина несет красоту в массы. Основанная ею бьюти-сеть G.Bar за шесть лет работы выросла в международную франшизу. Ежегодно она обслуживает 180 000 клиентов по всему миру.
География бизнеса Бородиной давно вышла за границы Украины. G.Bar представлен в 29 городах и 10 странах, среди которых США, Эстония, Кипр, Польша и Грузия.
Первые шаги в бизнесе украинка сделала еще в 2013‑м, начав с сервиса по прокату платьев Oh My Look!, а сейчас эта ее компания масштабировалась до проката костюмов, кежуал-луков, сумок и украшений.
Бородина с каждым годом расширяет круг бизнес-интересов. Сейчас совместно с певицей Надей Дорофеевой она владеет магазином корейских вещей So Dodo, а также ей принадлежит магазин подарков и блокнотов Lavla, компания по организации фотосъемок Photoroom и онлайн-магазин косметики G.Shop.
В коронакризисный год из активов Бородиной успешнее всего себя проявили сеть G.Bar и магазин G.Shop. В 2021‑м по сравнению с 2019‑м объем предоставляемых услуг G.Bar вырос на 54%, а количество товаров в G.Shop — на 74%. Интернет-магазин Lavla не только удержался на плаву, но и показывает солидный прирост.
Инна Поперешнюк, соосновательница "Новой почты", совладелица ресторана "100 років тому вперед"
Фото: DR
Для Инны Поперешнюк и ее бизнеса 2020‑й стал годом принятия быстрых и эффективных решений. В карантинный год запрос на доставку от "Новой почты" колоссально увеличился, ведь покупать в интернете начали даже те, кто не делал этого никогда. Как следствие — объемы операций возглавляемого Поперешнюк почтового сервиса выросли на треть. За год Новая почта доставила 327 млн посылок.
Справиться с беспрецедентным клиентским запросом бизнесу помогло то, что на протяжении многих лет компания Поперешнюк много инвестировала в технологии — строила автоматизированные сортировочные терминалы, развивала сеть почтоматов, запустила мобильное приложение и бизнес-кабинет. В итоге приложение Новой почты вошло в топ-3 самых скачиваемых украинских бесплатных приложений во время карантина.
Также в пандемию "Новая почта" занялась благотворительностью и инвестировала 58 млн грн в борьбу с недугом. За эти деньги были куплены десятки аппаратов ИВЛ, кислородных концентраторов, средств индивидуальной защиты и других медицинских товаров для украинских больниц в районных центрах и селах.
Ирина Чечеткина, соосновательница Rozetka
Фото: Александр Чекменев / Forbes
В пандемию крупнейшая национальная площадка онлайн-шопинга Rozetka пережила свой звездный час: миллионы украинцев стали покупать здесь все — от гречки до спортивных тренажеров.
Свой бизнес Ирина Чечеткина начинала вместе с мужем 15 лет назад и смогла развить его до феноменальных масштабов. Только за последний год ассортимент товаров на платформе вырос на 89% — до 10 млн.
При этом Чечеткина, родившая в локдаун четвертого ребенка, не прекращала работать ни на один день. В том числе благодаря ей в 2020‑м всего за 78 часов Rozetka запустила социальную инициативу — «подвешенные» продуктовые наборы для пожилых людей, которые может оплатить каждый по своему усмотрению. Всего за пару месяцев удалось закрыть потребности 27 городов, обеспечив более 70 000 наборов.
Rozetka запустила ряд инициатив по поддержке малого украинского бизнеса: неделю малых украинских производителей, инициативы #великімалі, рождественский маркет подарков от украинских производителей и Бизнес-трамплин, совместный проект с Visa.
В 2020‑м, по данным Kantar, исследовательской компании в области маркетинга, украинцы отдали детищу Чечеткиной первое место в списке компаний, которые заботились об Украине в карантин. А маркетинговые операции ритейлера получили престижную премию Effie.
Фото: Depositphotos