"Вложили $50 000, которые окупились за 10 месяцев". Как шести друзьям удалось построить успешный ресторанный холдинг !Fest

13.05.2021
2787

UA-Retail.com

В 2007 году Андрей Худо, Дмитрий Герасимов и Юрий Назарук основали ресторанный холдинг “!Fest”. Первым рестораном стала знаменитая “Криївка” во Львове. Позже, в 2011 году, одногруппник Худо, Олесь Секрет, вместе с партнерами Петром Мартином и Тарасом Бундз договорившись с !Fest начали открывать в Киеве по франчайзингу “Львівську майстерню шоколаду”. Секрет говорит, что у них было крайне удачное начало - вложенные в заведение $ 50 000 вернулись уже за 10 месяцев.

С тех пор их сеть выросла до 125 заведений под разными брендами в Украине и зарубежом. А в период карантинных ограничений !Fest удалось открыть около 20 новых заведений. 

Основатели !Fest Андрей Худо и Олесь Секрет рассказали Liga о своем бизнесе, о планах и о том, как им удалось удержаться в период пандемии. 


Из чего состоит "холдинг эмоций"

!Fest — “холдинг эмоций”, который состоит из десятков различных бизнесов (“Издательство Старого Льва”, Школа свободных и неравнодушных, гостиницы и апартаменты, туристическая компания Just Lviv it, современное пространство! FESTrepublic т.д.). 

Но ресторанный сегмент — самый большой. Худо, Назарук и Герасимов придумали более двух десятков концепций: от тематических ресторанов до баров, микропабов, ресторанов без фиксированного меню. 

Олесь Секрет совместно с партнерами Петром Мартином и Тарасом Бундзом развивают в Киеве 15 заведений: пять “Мастерских”, две “Реберные”, два “Львівські пляцки”, шесть “Пьяных вишень”. Секрет с партнерами являются крупнейшими партнерами холдинга! Fest в Киеве. Стоит отметить, что шесть новых заведений по концепту львовских рестораторов в Киеве открыли именно во время пандемии в 2020 году. 

По состоянию на май 2021 года открыто 125 заведений, большинство из которых, кроме львовских, работают по франшизе. Именно партнеры-франчайзеры открыли за последние 12 месяцев более 20 новых заведений. Кроме шести киевских баров и ресторанов, партнеры !Fest открывали "львовские" рестораны и бары в 10 городах, среди которых Одесса, Днепр, Тернополь, Полтава, Мариуполь и другие. 

Франчайзинг

Сейчас у !Fest несколько десятков партнеров, работающих со “львовскими” концептами по франшизе по Украине. Андрей Худо намекает, что могло бы быть и больше, но они очень придирчиво выбирают партнеров. "Львовские ребята продают франшизы только тем, кто точно будет вести бизнес, ежедневно выкладываясь на полную", — подтверждает Олесь Секрет. 

Помещение ищет потенциальный партнер (к каждому формату прописаны свои требования по площади), а с каждого открытого заведения !Fest получает $ 15 000 долларов паушального взноса в Украине и 20 000 евро — за рубежом. Также владельцы формата получают определенную сумму от продаж, которая рассчитывается по специальной формуле.

Плановый срок окупаемости “Пьяной вишни” — год-полтора. Однако обычно, объясняет Худо, инвестиции возвращаются быстрее -  в зависимости от места расположения заведения “отбить” инвестиции можно за 8-10 месяцев.

Срок окупаемости вложений в течение 1,6-3 года отображены во франчайзинговом предложении  на “Пьяную вишню”. Тут же указано, что уже на второй месяц владелец ресторана может удвоить свой чистый операционный доход, а себестоимость продукции составляет половину ее цены. Бизнес-план также предусматривает, что каждая точка должна продавать 35 литров настойки в день в течение первого года и 50 литров в день — во второй год работы.

Инвестиции в “Реберную” возвращаются максимум за три года. "И сейчас для нас это — максимальный горизонт инвестирования", — рассказывает соучредитель !Fest Худо. 

Условия договоров между партнерами и франчайзи не позволяют работать с франшизами в ресторанном сегменте. "Это такая подписка на эксклюзив, чтобы идеи не циркулировали между конкурентами", — объясняет Олесь Секрет. 

Правила для партнеров и в Украине, и за рубежом одинаковы. Единственное отличие — во все зарубежные заведения и капиталоемкие ресторанные концепты в Украине, например, “Реберную”, “!Fest” инвестирует собственные средства вместе с франчайзерами — оплачивает часть франшизы, разделяя риски.

Влияние пандемии

Андрей Худо стремительную динамику развития ресторанной сети в “коронавирусное” время объясняет просто: рестораны быстро закрываются, но долго открываются. По его словам, “часть проектов, реализованных в 2020 году, были запланированы с осени 2019-го. Например, “Вишня” в Мариуполе, “Реберная” в Одессе и другие были подписаны еще осенью".

Худо считает, что франчайзеры не переносили открытие ресторанов на “посткоронавирусные” времена, ведь “им удалось  доказать, что форматы будут востребованы и будут работать, хоть и не на полную, даже в локдауны, на вынос". Основатели холдинга говорят, что сейчас ведутся интенсивные переговоры об открытии новых точек и внедрении новых форматов.

Финансовый оборот 

По данным системы СontrAgent, доход холдинга! Fest в 2019 году достигал 36-37 млн ​​грн, а чистая прибыль — 280 000 - 290 000 грн. Годом раньше, в 2018-м, доход был 23-24 млн грн.

ООО "Шокооооооолад", которое представляет “Львівську майстерню шоколаду”, по оценкам системы СontrAgent, в 2019 году получил 32-33 млн грн выручки (в 2018-м было 27-28 млн грн). ООО "Львівські пляцки", с регистрацией в Черновцах, владельцами которого являются Худо, Назарук и Герасимов, показало по итогам 2019 года 5 млн грн дохода.

По словам Худо, у холдинга два источника финансирования - кредитный и собственный капитал. В частности, их кредитуют международные банки ("Райффайзенбанк Аваль" и др.)

Основные составляющие успеха !Fest по мнению рестораторов:

  • нужное место в нужное время;

  • уникальные идеи и форматы. Успех заведений холдинга !Fest прежде всего в том, что каждый свой концепт они придумывают, тщательно прорабатывают и тестируют перед запуском, а не заимствуют, как большинство других участников ресторанного рынка;

  • скорость принятия решений. По мнению ресторатора Евгения Клопотенко, !Fest изначально был очень быстрый - быстро производил новые форматы, менял и улучшал существующие и закрывал неработающие;

  • рабочая бизнес-модель и ставка на франчайзинг;

  • близость к Европе и масштабирование. Близость к европейским странам позволила “набить шишки” львовским рестораторам в Польше и более удачно выйти на другие рынки.

Планы 

По словам Андрея Худо, сейчас команда работает над двумя новыми форматами: сладости и мясной. "Будет еще заведение в Варшаве, на очереди Лодзь, румынский Брашов, и в Одессе будет мощное открытие", — анонсирует Худо.

Кроме того, в ближайшем будущем львовяне намерены вывести в Варшаву “Реберную”, а затем двигаться со своими концептами (“Пьяная вишня” и “Реберные”) далее в Европу.

"Были переговоры по поводу Берлина, смотрели на Амстердам, Вена, но сейчас в Европе все очень неоднозначно. Постсоветские страны не рассматриваем из-за северного соседа ", — рассказывают рестораторы. 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.